Фигура «Родины-матери» с головы до пят оделась в металлический «чехол» весом больше 250 тонн. Вместе со строителями съемочная группа поднялась на самую вершину знаменитого памятника и узнала обо всех секретах реставрации.
За высокими строительными лесами скрывается невидимый глазу туриста мир. Стоит подняться хотя бы на первый ярус и рассмотреть пальцы знаменитой «Родины-матери», чтобы понять: строгой и неподвижной она кажется лишь издалека.
— Примерно каждые пять лет на монументе проводились какие-то работы. Но тогда ими занимались не профессиональные реставраторы, а промышленные альпинисты, которые пытались заделать какие-то трещины, — рассказывает представитель подрядной организации «Главзарубежстрой» Сергей Сирота. — К сожалению, материалы, которые тогда и были инновационными, не работают. Плохие технологии, плохие составы смол. Процессы разрушения они остановили на какой-то год.
Поднимаясь по лабиринтам строительных лесов, опытные строители подтверждают: скорую помощь для «Родины-матери» вызвали очень вовремя.
— Если бы за реконструкцию взялись раньше, было бы лучше: доводить бетон до такого состояния все же не стоит. Несколько лет от монумента отваливались кусочки материала: в 2009 году они даже задели проходившего мимо мужчину. С каждым годом эти фрагменты становились все крупнее. Сейчас настал такой момент, когда проводить реконструкцию уже нужно. Это абсолютно точно, — уверен Сергей Сирота. — Без этих работ бетон начал бы разрушаться в геометрической прогрессии. Если говорить уж совсем о теоретических вещах, то, может быть, лет через 20 «Родина-мать» потеряла бы руку. Конечно, слухи о том, что она упадет совсем, сильно преувеличены. Нельзя сказать, что у нее, действительно, есть подвижность. Но чтобы совсем снять все опасения волгоградцев, скажу, что сейчас разрабатываются мероприятия по укреплению грунтов фундамента.
«Больше всего изъянов нашли на руках и ногах»
За полвека мощное тело памятника окутала паутина из трещин — переплетаясь и перерастая из одной в другую, она, по словам представителей «Главзарубежстроя», растягивается на десятки метров.
— Визуально самая большая вертикальная трещина проходит пять или семь ярусов — это около 14 метров. Вообще мы нашли целую сеть трещин, в которой одна переходит в другую, — добавил представитель компании «Главзарубежстрой». — Среди них есть и сквозные... Не все, но многие.
Грудь, руки, шлейфы разлетающегося на ветру платья — вот лишь неполный список болевых точек у известного на весь мир «пациента».
— При обследовании больше всего разных дефектов мы нашли на стилобате и подножии монумента, — объяснил Сергей Сирота. — Тут есть и трещины, и каверны, и скрытые проблемы. Не меньше изъянов обнаружили на груди, правой и левой руках «Родины-матери» и на шлейфах. Причем в этих местах замечены активные трещины. Более-менее хорошо себя чувствует живот и ноги фигуры до колен. Два года назад из-за очень сложных форм монумента альпинисты не смогли вплотную подойти к участкам под шлейфами или подолом платья. Тогда они лишь сняли «слабый» бетон и заделали самые проблемные места. Обследовать участки вокруг этого дефекта получится только сейчас — после установки строительных лесов, которые дадут нам 100% доступ ко всей поверхности.
«После ремонта она не упадет»
Несмотря на длинный список не только наружных, но и внутренних работ, весь год внимание волгоградцев будет приковано к телу «Родины-матери». Работая в большой «операционной», реставраторы «зашьют» все трещины и уберут каверны и раковины.
— В 2017 году мы выполняли противоаварийные работы, потому что не могли взяться за всю поверхность перед чемпионатом мира, — уточняет Сергей Сирота. — Инструментальное обследование показало, что большинство отработанных два года назад участков сохранилось в хорошем состоянии. Некоторые из них нам все же придется вскрывать и делать заново. Как только у нас закончатся работы по монтажу ограждающих конструкций по лесам, на наружной поверхности начнут работать около 70 реставраторов. Бетон в прямом смысле этого слова мы не используем: работаем с высококачественными смесями цементного бетона с разными химическими полимерными добавками. Марки прочности этих составов равны марке прочности бетона или чуть выше. Всего используем около 110 тонн материалов.
Классический вопрос «Не станет ли только хуже?», по словам строителей «Главзарубежстроя», волгоградцы могут отпустить с легким сердцем.
— Мы даем гарантии на все работы, но с 2017 года еще ничего не переделывали по гарантийным обязательствам, — прокомментировал Сергей Сирота. — Мы собрали хороший коллектив и выбрали, действительно, качественные составы, протестированные еще два года назад. Тогда у нас были опасения: «Не пойдут ли новые трещины?». Но пока никаких дефектов мы не нашли. Волгоградцы, которые спрашивают: «Не упадет ли?», могут отбросить сомнения. Не упадет и не треснет!
Два месяца подряд корреспонденты V1.RU пишут о самых важных этапах грандиозной реконструкции — в наших репортажах мы собрали ответы на главные вопросы о ремонте «Родины-матери» и показали, как день за днем тонны строительных лесов все сильнее окутывали могучую фигуру.
Виктория Рындина