Краснооктябрьский районный суд разбирается в уголовном деле, возбужденном в отношении 45-летнего волгоградца — инвалида детства по слуху. Мужчина обвиняется в краже с банковского счета. Ему грозит до шести лет колонии.
— О случившемся с Олегом Дарабубой я узнал случайно: о том, что ему нужен адвокат, мне рассказал знакомый, у которого тоже есть инвалидность, но по зрению, — сообщил корреспонденту V1.RU адвокат Дмитрий Карандашов. — Узнав обстоятельства уголовного дела, я был крайне удивлен и заинтересован. Возник только один вопрос: как оно вообще могло пройти все инстанции и лечь на стол судьи Екатерины Митиной.
Бывший следователь, ознакомившись с материалами, продолжал всё больше впечатляться, потому что они полностью соответствовали изложенному Дарабубой и его супругой. Женщина, как оказалось, присутствовала в момент совершения того, что было квалифицировано как «кража с банковского счета». Удивительные материалы дела имеются и в распоряжении V1.RU.
— Суть в следующем: 19 марта Олег с женой, у которой проблемы и со слухом, и с речью, пошли в отделение Сбербанка оплачивать интернет через терминал, — продолжает адвокат Карандашов. — Они подошли к банкомату, мой подзащитный стал вводить номер счета. Олег попытался по привычке вставить в банкомат тысячную купюру. Не получалось — он нажал на высветившееся окошко и… произошло списание, а банкомат выдал карту. Растерянный Олег взял ее и отдал сотруднице отделения. Она не стала ничего выяснять, махнула рукой и ушла вместе с карточкой. Супруги все-таки оплатили договор и спокойно ушли домой.
Потом Олегу стали поступать звонки с разных номеров. Разумеется, он ничего не понимал: мужчина ничего не слышит. По заключению врачей, ему недоступна деятельность, связанная с устной речью.
— Потом к ним домой пришли оперативники отдела полиции № 2 по городу Волгограду. Олега с женой доставили в ОП-2. И даже умудрились опросить без переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика. — Прим. ред.), грубо нарушив его права. Оказалось, что владелец карты — уроженец Серафимовича, отец двоих детей, нигде при этом не работающий, написал на него заявление. Ущерб составил 1 660 рублей. Их Олег, разумеется, возместил. Но не в этом дело.
Олег, который и в суде настаивает, что не хотел ничего ни у кого красть, произошла случайность, каким-то образом написал явку с повинной и даже раскаялся. Уже после этого ему предоставили и сурдопереводчика Наталью Медведеву, и защитника Валерия Карташова. Впрочем, они, очевидно, не смогли в полной мере прояснить ему ситуацию.
— Испугавшись уголовной ответственности, когда банковская карта вышла из банкомата, решил сразу же обратиться к сотрудникам банка с целью ее возвращения. При этом сотруднику банка не говорил о том, что похитил с нее денежные средства, осуществив по ней оплату, — подписал слова, с которыми категорически не согласен, Дарабуба. — Явку написал собственноручно, без давления со стороны сотрудников полиции. Вину признаю полностью, раскаиваюсь.
При этом на стадии опроса Дарабуба утверждал то же, что и в суде: намудрил с банкоматом, не предполагал, что там могла быть чужая карта. О зачислении денег не знал. Установлено, что банкомат чека не выдавал. Впервые «признание» Дарабубы упоминается оперуполномоченным Максимом Залипаевым.
— Ко мне обратился гражданин Дарабуба Олег Станиславович, который очень плохо слышит, имеет инвалидность по слуху. Дарабуба просил о том, чтобы я принял у него явку с повинной. После этого он рассказал о совершенном им преступлении, — поясняет в своих показаниях оперуполномоченный.
Впоследствии версию глухого волгоградца приняли и следователь Мария Чеснокова, и начальник следствия Оксана Капустина ОП-2, и заместитель прокурора Краснооктябрьского района Юдин. Дело ушло в суд — из-за этого оба ведомства комментировать его не могут.
Больше всего вопросов возникает к защитнику Дарабубы, который, как пояснил сам обвиняемый, назначен в порядке 51-й статьи, то есть от государства, Валерию Карташову, который за несколько дней своей работы получил больше четырех тысяч рублей из бюджета. Именно в период его защиты Дарабуба и «написал» явку с повинной.
— Я не могу ничего прокомментировать. Моего бывшего подзащитного за смену позиции не осуждаю, — заявил Карташов.
Нынешний адвокат Олега Дарабубы настроен позитивно и намерен добиться оправдательного приговора.
— Мы уповаем на компетентность суда и гадаем, как обвинение вообще родилось. Ведь Дарабуба одновременно говорит, что произошла какая-то нелепая техническая ошибка, но его защитник вместе с ним подмахивает явку с повинной, — недоумевает господин Карандашов.
Ситуация тревожит адвоката с богатым следственным опытом хотя бы потому, что на месте 45-летнего мужчины с инвалидностью мог оказаться и другой человек с проблемами со здоровьем, и просто пожилой.
— Это проблема системы. На любом этапе до того, как дело ушло в суд, его легко можно было развалить. Но никого не интересовали простой 45-летний мужчина с инвалидностью и его супруга — равно как и тысячи таких же людей, — заключил Дмитрий Карандашов.
Сам Олег Дарабуба сумел пояснить, что не понимал, на что может рассчитывать, что ему положено, а что нет.
— Следователь мне не объясняла мои права, а что говорил защитник, я, естественно, не понимал, — развел руками мужчина, который, как оказалось, имеет еще и проблемы со зрением — суду документы предоставлены.
V1.RU обратился к экспертам — во Всероссийское общество глухих, существующее уже почти столетие. Здесь рассказали, что проблемы взаимодействия с банками, увы, не редкость.
— Нужно понимать, что человек с нарушениями по слуху воспринимает мир иначе. Проблема восприятия актуальна и для устной, и для письменной речи. У нас преобладает наглядно-образное мышление. Простой пример. Допустим, человек с нарушениями по слуху спрашивает, где можно посмотреть вакансии. Прочитав словосочетание «банк вакансий», он махнет рукой и скажет, что в банке работать не планировал. Я надеюсь, это достаточно показательный пример, — пояснил специалист аппарата Всероссийского общества глухих Дмитрий Алексеевских. — К сожалению, пока мы нечасто встречаем понимание этих особенностей.
Огромное значение в осознании понятий «юридического» языка людьми с проблемами по слуху имеет переводчик русского жестового языка. Здесь нужно быть особенно внимательным, поскольку термины и формулировки могут быть непонятны людям и с тремя высшими образованиями.
— Это всё действительно сложно понимается и интерпретируется. Переводчик играет здесь огромную роль. Грамотный специалист обязательно будет уточнять, переспрашивать — в общем, сделает всё возможное, чтобы самому понять всё правильно и убедиться, что человек с нарушениями слуха тоже его понял. Понимаете, часто люди, которые плохо слышат, очень доверяют тем, у кого в этом смысле больше возможностей.
По словам господина Алексеевских, сейчас активно идет совместная работа с Банком России и, соответственно, с банками вообще.
— Сейчас возможно в том же Сбербанке получить услугу удаленного перевода русского жестового языка. Пока, к сожалению, не везде, даже в Москве. Однако работа идет, и мы надеемся переломить ситуацию.
Следующее заседание по делу Олега Дарабубы состоится 6 августа в 15:00. Планируют заслушать сотрудницу Сбербанка и оперуполномоченного, которые не явились в суд сегодня, 24 июля.
Дарья Атарщикова