После реконструкции одевшаяся в строительные леса «Родина-мать» посветлеет и вернется к своим историческим оттенкам.
— Задача реставрации состоит не только в том, чтобы сохранить устойчивость монумента, остановить и предотвратить дальнейшее разрушение бетона и несущих каркасов, — рассказал представитель подрядной организации «Главзарубежстрой» Сергей Сирота. — Мы должны вернуть «Родине-матери» ее первоначальный цвет. Конечно, он был светлее, чем сейчас — за полвека фигура покрылась пылью, мхами. Плюс рядом с ней работает вредное производство — все эти выбросы оседают на монументе.
Заметить первые преображения знаменитой фигуры волгоградцы могут уже сейчас. Закрыв «Родину-мать» металлическим «коконом», строители первым же делом почистили состарившийся бетон мягким бластингом.
— Во время реконструкции мы будем расшивать и штробить трещины, — объяснил Сергей Сирота. — Если подбирать колеровку для заделки каждого фрагмента, «Родина-мать» может простоять в лесах несколько лет. Но ведь нереально, чтобы мы занимались этими работами лет 30? Поэтому мы решили целиком покрывать ее реставрационными составами по цвету того бетона, который был при строительстве. Все пятна от ремонта мы уберем.
Окончательный вердикт о цвете памятника, отправленного на масштабную реставрацию, реставраторы вынесут на научном совете в Москве.
— Некоторые эксперты уверены, что «Родину-мать» нельзя покрывать единым составом для получения общего тона, — добавил Сергей Сирота. — И связано это хотя бы с тем, что многие волгоградцы забыли, какой она была изначально. Окончательное решение примет научно-методический совет, который соберется в Москве.
За полтора месяца фигуру «Родины-матери» закрыли строительные леса. Тщательно обследовав каждую деталь, строители нашли на них сотни трещин и раковин — сильнее всего старческая «паутина» окутала руки и ноги фигуры.
— При обследовании больше всего разных дефектов мы нашли на стилобате и подножии монумента, — объяснил Сергей Сирота. — Тут есть и трещины, и каверны, и скрытые проблемы. Не меньше изъянов обнаружили на груди, правой и левой руках «Родины-матери» и на шлейфах. Причем в этих местах замечены активные трещины. Более-менее хорошо себя чувствует живот и ноги фигуры до колен. Два года назад из-за очень сложных форм монумента альпинисты не смогли вплотную подойти к участкам под шлейфами или подолом платья. Тогда они лишь сняли «слабый» бетон и заделали самые проблемные места. Обследовать участки вокруг этого дефекта получится только сейчас — после установки строительных лесов, которые дадут нам 100% доступ ко всей поверхности.
Факты и цифры о реконструкции на Мамаевом кургане смотрите в нашем отдельном репортаже. Лучшие фоторепортажи с высоты, на которую до глобального ремонта поднимались лишь строительные альпинисты и птицы, мы собрали в отдельном сюжете.
Виктория Рындина