Город репортаж 65 лет рядом со звездами: экскурсия по Волгоградскому планетарию в его день рождения

Секреты, мифы и богатства храма звезд родом из ГДР

Тысячи сталинградцев в этот день в 1954 году собрались на площади перед планетарием

65 лет назад — 19 сентября 1954 года — в Сталинграде открыли планетарий. Трудящиеся ГДР пожелали сделать подарок советскому народу и попросили, чтобы планетарий появился в городе мировой славы. Ударными темпами в Германии строили аппарат, а в Сталинграде всего за два года, перевыполняя каждый день норму, комсомольцы возвели торжественное здание. Журналисты V1.RU побывали в планетарии накануне его дня рождения. О том, как строился храм звезд, о его загадках, секретах и достоинствах — в нашем репортаже.

То, что планетарий строили пленные немцы, — миф. Это была большая комсомольская стройка

Планетария в Волгограде могло бы не быть, если бы не желание германского народа сделать подарок советским людям. Рабочие завода «Цейсверке» пожелали, чтобы планетарий был построен в городе всемирной славы — Сталинграде. Сделать подарок решили к 70-летию со дня рождения Сталина.

За 65 лет планетарий сменил имя и прописку

— Предприятие «Цейсверке» было основано в середине 19 века всемирно известным немецким инженером Карлом Фридрихом Цейсом, — рассказала журналистам лектор Волгоградского планетария Галина Тимонина. — На нем изготавливали оптику: телескопы, бинокли, микроскопы. И вот ровно 100 лет назад — в марте 1919 года — инженер завода Бауэрсфельд придумал прототип нашего «муравья». Тогда впервые на крыше завода загорелось искусственное звездное небо. И хотя аппарат показывал небо только одной широты, весть о чудо-приборе быстро разлетелась по всему земному шару. В течение пяти лет после изобретения Бауэрсфельда в мире появилось 12 планетариев. 10 из них — в самой Германии, 11-й в Вене, 12-й — в Риме, 13-й по счету был построен в Москве. Сталинградский планетарий появился уже на третьей волне. Идея его строительства принадлежала Германии.

Знаменитого волгоградского «муравья» немецкие специалисты построили всего за 4 месяца

Рабочие завода «Цейсверке» жили идеей изготовить аппарат для сталинградцев как можно быстрее. Если обычно планетарий строится 16 месяцев, то для города на Волге его сделали всего за четыре. В фонд постройки планетария для Сталинграда немецким народом было собрано больше 1 миллиона 750 тысяч марок. Можно смело говорить, что наш планетарий — это подарок всего германского народа.

Сегодня «Большому Цейсу» готовят подкрепление

— Есть интересный факт из истории строительства Волгоградского планетария — фундамент под него начали копать в день 10-летия начала Сталинградской битвы, то есть 17 июля 1952 года.

До сих пор живет миф о том, что планетарий в Сталинграде строили пленные немцы. Это не так. Строительство вел трест «Сталинградкультстрой». Это была комсомольско-молодежная стройка. На строительство прислали самые лучшие бригады. Рабочие трудились с большим энтузиазмом, каждый день перевыполняли норму в полтора и в два раза. В итоге построить планетарий комсомольцам удалось всего за два года.

На открытие планетария 65 лет назад пришли тысячи сталинградцев

Волгоградский планетарий считается вторым по сложности архитектуры зданием в Волгограде.

— Первым сложным для строителей объектом был театр Пушкина, ныне Новый экспериментальный театр. Второе по сложности здание — наш планетарий. Кстати, в Германии разработали свой проект планетария. Его привезли в Сталинград и показали нашим архитекторам. Но немцы не учли наш климат, характер окружающей застройки. Архитектура здания предполагалась в стиле западного конструктивизма и не соответствовала стилю домов на улице Мира. В итоге сталинградские архитекторы решили проект переработать. Авторы нашего планетария — главные архитекторы Сталинграда Василий Симбирцев, который к тому времени приехал из Ленинграда восстанавливать наш город, и его помощник Михаил Хомутов.

В фойе на первом этаже планетария расположены 12 колонн из розового мрамора

Волгоградский планетарий выполнен в стиле сталинский ампир. Внутреннее убранство в здании не менялось с начала строительства. Наверняка многие волгоградцы согласятся с тем, что в здании царит одновременно торжественная и уютная атмосфера.

Во всем мире около четырех тысяч стационарных планетариев. В России около 40, но далеко не все города-миллионники могут похвастаться своим «храмом звезд». Так, например, планетариев никогда не было в Челябинске и Красноярске. Во многих городах если и есть, то располагаются в не приспособленных для этого зданиях. Чаще в бывших храмах.

Под планетарий в Сталинграде выделили одно из самых выгодных мест

В Сталинграде под строительство планетария выделили одно из лучших мест в самом центре. В те времена улица Гагарина носила другое название — Киевская. Так, за свою 65-летнюю историю планетарий сменил и имя, и адрес прописки. Из Сталинградского он стал Волгоградским, а с улицы Киевской в Сталинграде переехал на Гагарина в Волгограде. Кстати, совсем не случайно на куполе планетария установлена скульптура Веры Мухиной «Мир». Здание храма звезд смотрит на первую восстановленную после Сталинградской битвы улицу — улицу Мира.

Скульптура Веры Мухиной весит 7 тонн и 7 метров в высоту

— Главное наше достояние — Звездный зал, который располагает куполом диаметром 25 метров.

Купол волгоградского планетария один из самых больших в России

Наверное, редко кто присматривался, но по нижней кромке купола в Звездном зале Волгоградского планетария расположено панно, на котором изображено очертание города. Те, кто его рассматривал, заявляют, что это город, которого нет.

Вы присматривались к панораме города на кромке купола?
По панно можно изучать проекты советских ученых, которым не суждено было сбыться

— Я бы не стала так утверждать. На панно мы видим наш город в основном таким, какой он есть. Всего несколько зданий так и не построили. Мы видим с вами 40-метровую арку Волго-Донского канала, очертания канатного завода, грузового речного порта, элеваторы и памятник чекистам, оборонявшим Сталинград. На панно есть Астраханский мост, Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет!», памятник Ленину и плотина Волжской ГЭС.

При строительстве планетария советские проектировщики верили, что наш город будет похож на Москву
Будете в планетарии и захотите увидеть город, которого нет, — присмотритесь к картине за спиной Гагарина

В центре нашего города, на площади Павших Борцов, где сейчас строят храм Александра Невского, советские архитекторы хотели видеть Дом Советов. Сталинская высотка со шпилем должна была венчать ансамбль набережной Волгограда. Но правительством проект был заморожен, у Сталинграда денег не хватило. По этому проекту был построен Дворец культуры и науки в Варшаве. Левее нашего планетария на панораме Театр оперы и балета. Его тоже не построили.

Планетарий — удивительное здание от пола до потолка

К звездному залу с одним из самых крупных в России куполов примыкает фойе. Это помещение с витражами во всю стену хочется рассматривать сантиметр за сантиметром.

Витражи появились в фойе на втором этаже спустя много лет после открытия планетария

— Когда открывали планетарий, мозаики на втором этаже не было. Ее заказывали позже в Риге. До определенного времени это были самые большие витражи в нашем городе. Сверху мы можем видеть мифических героев Гелиоса и Икара. Ниже — станции «Мир» и «Союз». С правой стороны — выход Леонова в открытый космос 18 марта 1965 года.

Метеорит «Царёв» упал в поле в Волгоградской области 6 декабря 1922 года и весит больше 50 кг

На стенах в фойе второго этажа ценные породы дерева — палисандра и лимонника. Но основная гордость работников планетария — экспонаты. Гости волгоградского планетария могут разглядеть настоящие обломки метеоритов — Сихотэ-Алинского и Царёв и убедиться с помощью маятника Фуко в том, что Земля вращается.

Маятник Фуко убедил уже не одно поколение волгоградцев в том, что Земля вращается

— Люди четко видят, что маятник и брусок никак не соприкасаются друг с другом. Но Земля поворачивается — и маятник сбивает брусок. За 65 лет не было еще ни разу, чтобы этот брусок не упал. Кстати, 18 сентября исполнилось 200 лет со дня рождения автора этого опыта Жана Бернара Леона Фуко, а накануне — 17 сентября — был день рождения Циолковского. 162 года. 19 сентября, когда мы отмечаем день рождения планетария, — день памяти Константина Циолковского.

Стены обшиты ценными породами дерева

Всех гостей Волгоградского планетария на входе в фойе первого этажа встречает портрет Иосифа Сталина. Выполнен он в технике мозаики, а в качестве материалов были использованы уральские самоцветы.

Портрет Сталина выполнен из уральских самоцветов

— В 1961 году, в разгар борьбы со сталинизмом, было предложено убрать портрет Сталина. Но сотрудники планетария решили его сохранить, закрыли полотном и закрасили. В 1998 году два месяца по ночам счищали эту краску. Людям, кстати, очень нравится, приходят, фотографируют.

Обсерватория в Волгограде — единственная может подниматься и опускаться, как лифт

Особая гордость Волгоградского планетария — это стоящая во дворе за кованым забором обсерватория. Открыта она была также 65 лет назад — 19 сентября 1954 года.

— Высота обсерватории на 10 метров меньше, чем высота планетария. 26 метров. Это единственная обсерватория России с подвижной площадкой. В зависимости от положения небесных тел мы можем поднимать площадку или, наоборот, опускаться. Телескоп производства того же завода, что и наш планетарий, и сделан с такой немецкой педантичностью, что спустя 65 лет находится в отличном состоянии. Вы не поверите, но его можно легко подключить к компьютеру, а с помощью современной фототехники получаются отличные снимки планет.

Немецкое качество — это 65 лет идеальной работы

С помощью мощного телескопа, который стоит на 17-метровой «ноге» в Волгоградском планетарии проводят дневные и ночные наблюдения. Чтобы подняться на верх обсерватории, нужно пройти по винтовой лестнице. В обшитой деревом обсерватории стоит густой запах древесины, на столе старый телефон, по которому до сих пор держат связь сотрудники планетария. Кстати, на зиму обсерваторию закрывают. Даже достаточно теплым сентябрьским днем там оказалось весьма прохладно. Наблюдать за звездами уже сейчас лучше в теплой одежде.

Любимый опыт всех детей — сожжение бумажки под линзой. Температура здесь — больше 200 градусов