Город Уничтожение «Людей в белых халатах» проблема «Однозначно вандализм!»: чиновники хотят сложить пазл из мозаики Черноскутова «Люди в белых халатах»

«Однозначно вандализм!»: чиновники хотят сложить пазл из мозаики Черноскутова «Люди в белых халатах»

Фрагменты мозаики разложили по мешкам и сфотографировали

В администрации Волжского уверены, что мозаику можно достать из мешков и выложить на любой другой стене 

После разгоревшегося в Волжском скандала из-за демонтажа панно «Люди в белых халатах» в больнице имени Фишера чиновники заявили, что его можно восстановить. Что делать с уникальной работой художника Черноскутова, сваленной в мешки без лишних церемоний, будут решать на следующей неделе уже постфактум. Смертельный приговор представляющему высокую культурную ценность мозаичному панно в комитете здравоохранения Волгоградской области подписали не глядя. Искусствоведы и простые волжане оказались бессильны.

Журналисты V1.RU попытались разобраться, кто виноват в уничтожении мозаичного панно Геннадия Черноскутова. Мы связались с экспертами, чиновниками и вдовой художника. Первые говорят о вандализме, вторые спасают свою репутацию, а Зинаида Николаевна восприняла новость о надругательстве над панно как личную трагедию.

Вандализм под контролем


Панно «Люди в белых халатах» еще в начале сентября красовалось на стенах в фойе больницы Фишера в Волжском в своем первозданном виде. 16 сентября стало известно о том, что наемные рабочие из стран ближнего зарубежья сняли мозаику и свалили в мешки. В администрации Волжского уверены, что демонтаж был проведен по правилам, и панно можно, как пазл, сложить заново в другом месте.

— Уже на следующей неделе в Волжском соберут выездную комиссию, которая будет решать вопрос дальнейшей судьбы мозаичного панно, — рассказали журналисту V1.RU в пресс-службе города-спутника. — Как именно будут восстанавливать панно, решат сразу после снятия работы со стены. Новое место для «Людей в белых халатах» определят лишь только после того, как услышат мнения волжан. Каждый фрагмент был помещен в отдельный мешок. Проводилась фотосъемка каждого фрагмента.

Мне позвонил московский художник Игорь Бычков и сказал, что панно больше нет. Хорошо, я сидела в этот момент. Это меня убило!

Экс-глава Нижне-Волжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия при Министерстве Культуры РФ Константин Каркачев не разделяет радужных заявлений чиновников. У эксперта своя вполне четкая оценка случившегося.

— Это вандализм. Однозначно вандализм! — уверен Константин Каркачев. — Нельзя было это панно так разбирать. В мешки сложили! Если разбирается подобная работа, то каждый фрагмент под своим номером отдельно откладывается на подставку. Это титанический труд!


«Это меня убило»


По словам художников города Волжского и вдовы автора Геннадия Черноскутова Зинаиды Николаевны, когда панно начали разбирать, никого не предупредили. О демонтаже «Людей в белых халатах» вдова узнала совершенно случайно уже на следующий день.

— Мне позвонил московский художник Игорь Бычков, он книгу писал про эту мозаику, — рассказала журналисту V1.RU Зинаида Черноскутова. — Он и сказал, что панно больше нет. Хорошо, я сидела в этот момент. Это меня убило!

Женщина до последнего верила, что панно, сделанное ее супругом для больницы Фишера в 1977 году, не тронут. В качестве крайней меры рассматривалась консервация. Об этом она лично имела разговор с мэром Волжского Игорем Ворониным.

— Еще в конце июля — на день города, я виделась с Игорем Ворониным, — вспоминает Зинаида Николаевна. — Он сам сказал, что панно надо сохранить. Можно было даже под стекло его поместить. И люди бы его видели, и не мешало бы никому.

По словам Зинаиды Черноскутовой, разговоры о демонтаже панно начались еще в декабре 2018-го. Тогда вдове об этом сказали волжские журналисты. Уже весной 2019-го руководство больницы пригласило на встречу волжскую художницу Ирину Бароха. Почему главврач Елена Дронова решила увидеться именно с Ириной, женщина вначале не поняла.

— Она подумала, что я дочь автора панно Геннадия Черноскутова, — рассказала Ирина Бароха V1.RU. — Потом, когда поняла, что нет, даже немного удивилась.

Основной аргумент о сносе панно, который привела медик, — нарушение санитарных норм. В начале разговора с художницей главврач была сдержанной, но вскоре перешла на повышенные тона.

— Я поняла, что она против панно, и снесет его не задумываясь, — поведала о встрече с врачом Ирина Бароха. — Тогда я ей сказала, что мы будем стоять до последнего. Нельзя его убирать. Как можно убрать то, что не вы создавали? После этих моих слов Дронова резко поменялась. Начала кричать на меня, ругаться. Второй раз с этой женщиной я видеться не хочу.

Не отвечает нормам СанПиН



Пообщаться с Еленой Дроновой журналистам сайта V1.RU не удалось. Комментарии руководство лечебного учреждения дает только через пресс-службу администрации Волгоградской области.

— Между администрацией учреждения и подрядчиком достигнута устная договоренность об аккуратном демонтаже. Чтобы потом была возможность воссоздать в другом месте, — сообщили в обладмине.

В письме облздрава к общественникам заместитель председателя комитета здравоохранения региона Наталья Чепурина объясняет, что в холле, где находилось панно, после ремонта планируется делать продолжение приемного покоя. И мозаичная работа «Люди в белых халатах» не отвечает санитарным требованиям. Поверхность не гладкая, уверены в облздраве, и нельзя будет провести ее уборку моющими средствами. В конце письма чиновница отмечает, что панно не является объектом культурного наследия и не представляет культурную и историческую ценность.

— Узнав о таком заявлении, я сказала: давайте мы будем диагнозы ставить, а вы экспертной оценкой картин займетесь, — негодует вдова знаменитого художника Зинаида Черноскутова. — Чтобы решить этот вопрос, я и другие волжане отправили заявку о регистрации панно как объекта культурного наследия в региональный комитет.

1 из 3


В распоряжении редакции сайта V1.RU имеются заключения по мозаичному панно «Люди в белых халатах» московского искусствоведа Марины Терехович и искусствоведа из Санкт-Петербурга Александры Антоновой. Мнение чиновницы волгоградского облздрава они не разделяют.

— Мозаику «Люди в белых халатах» Геннадия Васильевича Черноскутова необходимо сохранить по ее художественным достоинствам и как образец социально-культурной политики советского государства, преемницей которого является Российская Федерация, — заявила Марина Терехович.

— Мозаику нужно сохранить на своем месте, так как ее композиция прочно связана с архитектурными элементами и при переносе будет нарушена. Проект реконструкции здания не может быть создан без учета этого произведения, — написала в своем заключении Александра Антонова.

Антонова, кстати упоминает о том, что о мозаике в вестибюле больницы Геннадия Черноскутова просил лично Самуил Фишер.

«Не семь пядей во лбу»


24 мая в комитете госохраны памятников культурного наследия Волгоградской области зарегистрировали заявку общественников о признании мозаичного панно «Люди в белых халатах» объектом культурного наследия. Номер зарегистрированного документа 53/3622. По закону, срок рассмотрения таких обращений составляет до 90 дней, то есть истекает в конце сентября. Глава комитета госохраны, ссылаясь на занятость своего учреждения, признался V1.RU, что рассмотреть обращение не успели.

— У нас много таких обращений, и я единолично решить их не могу, — рассказал V1.RU председатель регионального комитета Алексей Ломов. — У меня не семь пядей во лбу. Этим вопросом должна заниматься специальная экспертная комиссия. Они решение дают. На следующей неделе и собирались это сделать. У нас очередное заседание будет по нескольким объектам, в том числе и по этому панно.

Понимая, что комитет госохраны — не единственная инстанция, где могут помочь, активисты писали председателю Общественной палаты Волгоградской области Татьяне Гензе, главе Волжского Игорю Воронину и губернатору Андрею Бочарову.

Потуги чиновников спасти панно, уверены волжане, выглядят как глумление над мертвым телом


— Писали, а дождались не помощь, а только уничтожение, — говорит заместитель председателя Общественной палаты Волжского Николай Репринцев. — Меньше чем через неделю, как я все обращения отправил, панно демонтировали. Втихаря. Даже не предупредили.

Зачем надо было разбирать «Людей в белых халатах» — основной вопрос волжан.

— Есть множество других способов, чтобы и нормы СанПиН соблюсти, и работу в целости оставить, — считает Константин Каркачев. — Просто взяли бы и законсервировали. Все проще, специальная фальшстена делается. Она много и площади не заберет и по всем правилам подходит. За ней бы панно и хранилось, никому не мешая.

Для Волжского, отмечают общественники и художники, расправа над мозаичным панно — история не новая. Другое панно Геннадия Черноскутова — на стене у таксомоторного парка — тоже хотели разобрать.

— Хорошо, тогда владелец станции согласился его оставить, — говорит Константин Каркачев. — Мы пытались большинство таких объектов внести в перечень объектов культурного наследия, чтобы защита была. Но не внесли. Теперь мозаики, которая была, наверное, самая крупная на Юге страны, у нас нет.

Есть множество других способов, чтобы и нормы СанПиН соблюсти, и работу в целости оставить

Теперь Константин Каркачев вместе с волжскими художниками и родственниками художников-монументалистов планирует собраться 24 сентября. На этой встрече будет сформирован перечень объектов, которые требуют государственной охраны. О мозаичном панно «Люди в белых халатах» теперь напоминают только фотографии. В 2020 году во всемирно известном немецком издании DOM publishers планируют выпустить книгу «Советская мозаика Юга России». В ней о панно размером 102 квадратных метра можно будет почитать уже как об ушедшей истории.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления