В Волгограде в эти дни в самом разгаре очистка фасада музея-панорамы «Сталинградская битва». Пока светло, по зданию на улице Чуйкова перебираются альпинисты. Их задача — с помощью спецраствора отбелить хрупкую облицовку музея.
Если приблизиться ближе к зданию «Панорамы», можно ощутить густой запах хлорки. Резкий «аромат» источает, по словам альпинистов, французский раствор.
— Оно зарубежное, французское, но пахнет, как наша хлорка, — рассказал корреспонденту V1.RU промышленный альпинист почти в тридцатилетним стажем Сергей Рогальников. — Двадцатилитровой канистры хватает почти на 60 квадратных метров. Мы после того как средством обработаем, ждем минут двадцать пока это все дело впитается. А потом уже водой вымываем.
По словам альпинистов, с фасадом музея-панорамы надо работать аккуратно. Покрытие довольно хрупкое.
— Эти плиты на здании из крымского ракушечника, как нам сказали, — говорит Сергей Рогальников. — С ним аккуратно надо, а то разрушим. Поэтому здесь не пескоструим, вымываем скопившуюся грязь.
По словам директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Дементьева, о замене хрупкого материала облицовки речь идет не первый год. В идеале, говорит он, тут нужен мрамор.
— Он не так уж и сильно по весу от ракушечника будет отличаться, зато долговечный. Каждый год подаем заявку на реставрацию, но предварительная цена таких работ — 200 миллионов рублей, нам таких денег пока не дают.
Последняя мойка музея-панорамы, вспоминает Алексей Деменьтьев, была около десяти лет назад. Из-за многолетней грязи, а местами и плесени, затягивать с «банными процедурами» было нельзя. Музей из года в год посещают тысячи туристов.
— Со стороны здание серое уже стало, — говорит директор музея-заповедника. — Надо готовить музей к празднованию 75-летия Победы. Будем и технику красить и цветы высаживать.
Чистку фасада альпинисты — четыре человека — ведут на двух уровнях. Снизу здание отмывают со строительных лесов, сверху работают «люди-пауки».
— Сверху, где не достаем, на страховке спускаемся и чистим, — объясняют высотник Сергей Орлянский. — Этот объект не самый трудный, но здесь ветер. Было бы лучше, если бы начинали, когда было тепло. Погода будет нормальная — успеем до холодов сильных.
Кроме погоды промышленных альпинистов иногда достают любопытные туристы.
— Все огорожено, но это не не всех останавливает, — возмущается рабочий Сергей Рогальников. — Недавно у меня вон напарник на лесах сбивал штукатурку старую снизу. А под ним прям люди ходят. Это опасно раз, а потом все сыпется, вода льется. Но не все понимают.
Самые проблемные места, показывают рабочие, — края арок на фасаде. Их оставят «на десерт».
— Независимо от сложности, арки тоже будем чинить. Сначала надо все здание помыть, а потом уже мы будем края арок штукатурить и красить. Но до этого еще много работы предстоит. Некоторые участки никак не чистятся. Обещали нам новое средство привезти — посильнее. Говорят, оно отмоет.
Чтобы успеть в срок (работы надо завершить к концу октября. — Прим. ред.), высотники открывают смену с самого раннего утра.
— Выходим утром, а сворачиваемся уже часов в шесть или семь вечера. Час оставляем, чтобы инструмент собрать и прибраться. Надо же всю воду, весь мусор смыть в ливневки. Пока только со стороны улицы Советской работаем, чтобы не мешать людям. Следующий этап — со стороны Волги начнем чистить. Нам здесь до конца следующего месяца мыть.