Антон Щепетнов обнаружил в местах ожесточённых боёв и захоронений защитников Сталинграда в Тракторозаводском районе Волгограда горы мусора и отходов. Общественники и чиновники видят проблему, но не уверены, что её можно решить.
«Они сражались за мусор»
— Я езжу по местам боёв Сталинградской битвы по Волгоградской области, пишу статьи для исторического журнала, — рассказал корреспонденту V1.RU Антон Щепетнов. — Недавно увлёкся изучением первого и второго штурмов Сталинграда, которые были в сентябре и октябре 1942 года. Интересовался местами линии нашей обороны в то время. Вначале нашёл недалеко от себя, рядом с площадью Возрождения в балке «овраг смерти». Прошёлся там по миномётным позициям.
Волгоградский общественник решил посетить и другие места боёв осаждённого Сталинграда.
— Возникла мысль проехать вдоль Хлебного завода, рядом с Баррикадами, бывшим Тракторным заводом, Красным Октябрём. Это место называется военным языком предпольем, а удар немцев шёл со стороны площади Дзержинского и Мамаева кургана.
Свалки Антон Щепетнов увидел рядом с остановкой трамвая «Хлебозавод».
— Лесополоса перед трамвайной линией и заводами в принципе живописное место осенью. Но свалены огромные горы мусора, — отметил волгоградец. — И строительного, и от обрезки деревьев. Сразу возникает вопрос: где управляющая компания? Много просто какого-то пластикового хлама. И всё бы ничего, у нас весь город чистотой, мягко говоря, не блещет, но есть одно поганенькое обстоятельство, которое скребёт мне на душе. Это место, где кипели ожесточенные бои в ходе Сталинградской битвы. Если побродить, легко угадываются линия обороны и огневые позиции. Я одну нашел.
Общественник уверяет, что горы мусора «украшают» братские могилы участников Сталинградской битвы.
— Да и солдат обеих сторон здесь лежит немерено. Оккупанты, Бог бы с ними, но не к лицу народу-победителю вываливать на их головы горы мусора, — говорит Антон Щепетнов. — И тем более кощунство на столь памятном месте складировать химически токсичные отходы, на костях защитников Сталинграда. Хотя почему? Стерпят же. Мы же мастаки на все руки: и машины идиотскими надписями обклеить — «можем повторить», и мусор на месте гибели десятков тысяч наших солдат вывалить.
Волгоградец уверен, что места ожесточённых боёв заросли мусором при попустительстве властей.
— Тут, по моему мнению, произошло два очень прибыльных действа, — считает Антон Щепетнов. — Один человек при должности заработал денег, закрывая глаза на вывоз мусора в центре района, другой сэкономил кучу денег на утилизации отходов. А так, да — мы патриоты! Скоро 9 мая, мы опять увешаемся георгиевскими ленточками, и в дальний путь на долгие года: не забудем, не простим!
Схроны отходов Антон Щепетнов увидел на всём протяжении промышленной зоны Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов.
— Вся лесополоса от завода Красный Октябрь до площади Дзержинского буквально завалена дерьмом и отходами, — констатирует общественник. — Особенно сильно напротив завода «Баррикады». И здесь же проходила линия тяжелейших боев и лежат десятки тысяч защитников города. Я прям вижу новый бренд города: Волгоград — город контрастов. Солдатская каска на горе из отходов. Власти, можете брать новый бренд. Не благодарите, это ваша заслуга.
Волгоградец зовёт неравнодушных земляков очистить территорию от мусора.
— Появилась идея организовать субботник, — отметил Антон Щепетнов. — Но чтобы всё вывезти, нужна машина и место для утилизации. Там требуется даже не «Газель», а как минимум грузовик-трёхтонник. Это если говорить только о районе Хлебозавода. А так, природоохранная прокуратура должна впредь заниматься пресечением подобной деятельности. Я всегда привожу пример — попробуйте помыть машину в Волге и посмотрите, что вам за это будет. Сразу получите штраф тысяч 20. Или попробуйте поменять масло во дворе у той же машины. Получите примерно такую же сумму штрафа.
«Всем интересно просто поговорить»
— Проблема намного глубже. Бои в Волгограде шли практически везде, — считает руководитель областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Но есть законодательно закреплённые памятные места. Их, по факту, не так уж и много. Они не мешают ни развитию города, ни строительству. Их нужно беречь, охранять и лелеять.
Для выявления захоронений необходимо провести археологические изыскания.
— Беда в том, что в поисковом движении есть проблемы. Многие даже официальные поисковики ведут себя, как чёрные копатели, поскольку им поставили жёсткие законодательные рамки, — отметил Валерий Котельников. — Необходимо системное решение по подобным моментам, а его нет, и это никому не надо. Меняются депутаты, чиновники, а эти проблемы остаются на том же месте. Складывается впечатление, что никто в этом не заинтересован. Всем интересно просто поговорить, получить дивиденды на пиаре и оставить до следующего раза.
Несмотря на богатую дореволюционную и военную историю, по мнению общественника, в Волгограде так и не научились беречь и сохранять её.
— Это наша беда! Ведь на нашей земле всё это происходило. У нас немерено солдат лежит везде, — негодует Валерий Котельников. — Все говорят, что нужно заниматься их эксгумацией, но у нас даже при строительстве жилых домов археологические или поисковые исследования не проводятся вообще. Вообще ничего нет! В середине 1990-х годов я оказался на стройке дома на улице Елецкой. Так там во время рытья котлована находили мины, останки, черепа, кости. И всё это проходили бульдозером и закапывали. Но нельзя так делать. Пустите в это место поисковиков, исследователей. У нас с этим всё печально. У нас это никому не надо — одни лозунги!
Что делать?
— В данной ситуации для решения проблемы можно пойти по пути использования федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия...», — пояснили в комитете охраны объектов культурного наследия администрации Волгоградской области. — Как памятник, подтянуть под него это место проблемно, но есть понятие «достопримечательное место». Линию боёв обозначить теоретически можно, но фактически сделать это будет очень сложно. Потому что если брать Волгоград, то линии боёв у нас везде! В городе, оврагах, практически всюду. Всё можно восстановить, но никто, скорее всего, этого делать не будет. В любом случае, для выделения этой местности, как памятного места, нужно предварительно найти описание боёв, выделить важные события. Тогда это будет возможно сделать.
В комитете госохраны обозначили другой механизм «спасения» памятного места.
— Если убрать ФЗ № 73, то остаётся возможность действовать в соответствии с законом об увековечивании памяти погибших. Для этого необходимо выявить захоронение защитников Сталинграда, — пояснили в комитете. — То есть предварительно нужно провести поисковые работы с последующим перезахоронением останков солдат и офицеров в Россошках. Органы местного самоуправления в рамках программ по патриотическому воспитанию могут восстановить линии обороны. Это не возбраняется, и это возможно.
В любом случае, необходимо изучить историю мест, поросших мусором.
— Надо собрать информацию о боях, возможно прикрепить в будущем эти места за школой, поставить на этом месте пусть даже символическую табличку, — отметили в обладминистрации. — Главное изучить это место. Вдруг там вообще только немецкие траншеи? Целесообразно найти организацию, в чьём пользовании находится участок. Собственника также необходимо привлекать к ликвидации свалки. И если он не будет этого делать, можно расторгнуть с ним договор за невыполнение требований эксплуатации земли.