V1
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Волгограде

Погода+24°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +19

0 м/c,

756мм 38%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Город Задержали вора и угодили в СИЗО истории «Мы его взяли, но удержать не можем»: в Волгограде сделали обвиняемыми братьев, схвативших ночного вора

«Мы его взяли, но удержать не можем»: в Волгограде сделали обвиняемыми братьев, схвативших ночного вора

Один из братьев, скрутивших залезшего в дом бывшего ОМОНовца, в СИЗО, второй — под подпиской о невыезде

В ночь на 17 июня в дом на Ангарской пробрался мужчина, после задержания которого у волгоградцев возникли большие проблемы

В Волгограде двое братьев стали главными фигурантами уголовного дела после того, как задержали своими силами прокравшегося в дом вора и сдали его полиции. Спустя пять с половиной месяцев молодых парней скрутили и доставили в отдел полиции № 3 уже не как потерпевших, а как подозреваемых. В результате один из задерживавших ночного визитера братьев сейчас ждет суда в СИЗО, второй — под подпиской о невыезде. Задержанный ими похититель ноутбука, оказавшийся бывшим ОМОН-овцем, гуляет на свободе.

О кошмаре, в котором пребывает семья волгоградцев, журналистам V1.RU рассказала мать фигурантов сомнительного уголовного дела Татьяна Астафьева.

«Открыла глаза, а передо мной неизвестный мужчина»

Ситуацию, в которой оказалась ее семья, Татьяна называет полным абсурдом. Вырастившая троих детей одна, волгоградка прилагает все силы, чтобы помочь своим сыновьям. Младший из братьев — 21-летний Артем — находится в СИЗО. 29-летний Антон ждет суда под подпиской о невыезде. Ночь, когда все завязалось, Татьяна Астафьева помнит детально.

— В ночь с 16 на 17 июня я с работы пришла очень поздно. До полуночи точно не спала, потому что был сильный ливень и уснуть было невозможно. И только я закрыла глаза в первом часу ночи — тут же их открываю и вижу буквально в 50 сантиметрах от себя силуэт мужчины. Никто из моих домашних это быть не мог, потому что человек был очень крепкого телосложения.

От испуга, говорит волгоградка, она начала кричать. Одновременно непрошенный гость схватил с тумбочки ноутбук и поспешил на выход.

— Когда он убегал, первое, что мне пришло в голову, — я закричала ему: «Я же тебя по камерам все равно увижу!». После этого сбежались сыновья. Старший быстро оделся и побежал следом, младший сел в припаркованную около дома машину и тоже уехал. Я позвонила на 112 и вызвала полицию. В ответ на объяснения я услышала: «Да, мы все передадим в отдел полиции. Ждите».

После звонка Татьяна снова вышла на улицу и, услышав возню на соседней улице, поспешила туда.

— Я позвонила сыновьям и спросила, что у них происходит. Они ответили: «Мама, мы его задержали, но мы не можем его удерживать — он здоровый, как лось. Звони скорее в полицию, мы не можем держать его». Я второй раз делаю вызов в 112 и прошу, что называется Христом Богом, скорее прислать наряд. Когда я спустилась на соседнюю улицу, увидела, что тот человек, который украл у меня ноутбук, лежит на земле. Мальчишки его удерживали, рядом был сосед с этой улицы. Вскорости приехала полиция. Украденный ноутбук тоже валялся рядом.

По словам сыновей Татьяны, мужчина ожесточенно отбивался и они едва смогли его скрутить.

— Я помню слова Артема. «Мама, он так ударил Антона, так его отшвырнул, что у него хрустнули ребра. А я смотрел на него и понимал, что я не смогу его ударить», — говорит Татьяна, — Они у меня не агрессивные. Мы, кстати, гнали Антона на освидетельствование. Но в райотделе нам отказали в направлении, а в поликлинике сказали, что без направления ничего делать не будут. Круг замкнулся.

Татьяна до сих пор не понимает, как ее неказистый дом мог привлечь внимание

Татьяна вспоминает, что до приезда полицейских успела спросить у мужчины, лежавшего на земле, зачем он пробрался в ее дом.

— Он мне ответил: «Я никуда не лез, я проходил мимо и вообще ничего не знаю». Его поведение было странным. Первое, что сказал полицейский, когда склонился над ним: «О, от тебя алкоголем не пахнет, но ты странный какой-то. Наверное, обдолбанный». Меня отправили в дом давать пояснения, и больше я ничего не видела.

До сих пор женщина теряется в догадках, как обокравший ее мужчина оказался в доме, и как вообще он мог в принципе привлечь чье-то внимание. Более того, говорит женщина, на кухне в момент кражи горел свет. Но даже это не остановило мужчину.

— На камерах он появляется только в тот момент, когда отворяет калитку и выбегает на улицу. Белые бриджи очень хорошо видно. Кстати, в показаниях он признается, что был одет именно так. Какие еще нужны доказательства? Откуда он взялся — у меня одно предположение: со стороны автомойки. Странное место, где постоянно собираются непонятные компании.

«Он ведь бывший сотрудник ОМОНа»

Сотрудники третьего отдела полиции, расположенного в Дзержинском районе Волгограда на улице Аракской, ограничились, по словам Татьяны Астафьевой, только тем, что взяли у нее показания.

— Украденный ноутбук полицейские не изымали, отпечатки пальцев никто не снимал ни с ноутбука, ни с дома, где он хватался. Я дала показания, и на этом моя встреча с сотрудниками закончилась. Единственное — 17 июня ко мне приходил оперативник, причем даже не показал удостоверения. Я ему предоставила запись с камер видеонаблюдения, но эти записи в итоге пропали. Сейчас в третьем отделе хлопают глазами и говорят: «Какие записи? У нас ничего нет». Ну, нет, так нет. Еще момент — сосед, присутствовавший во время задержания моими сыновьями того мужчины, готов в любой момент выступить свидетелем. Но его не принимают во внимание.

Камеры засняли, как неизвестный мужчина выбегает из дома Татьяны

Через два дня после той ночи Татьяну Астафьеву пригласили в суд на избрание меры пресечения задержанному.

— В суде я обратила внимание, что на руке у него была наложена лангетка на кисть, еще была повязка на голове. И все. Я хорошо помню бумагу из 25-й больницы в руках следователя, где было написано: «Перелом луче-запястного сустава. Вывих ключицы. Ушибы, ссадины». И строчка мне запомнилась: «В госпитализации не нуждается». Все.

Задержанным оказался некий 38-летний житель Городищенского района. Ранее, как выяснилось, он уже имел судимости.

— Как выяснилось потом, этот человек — бывший сотрудник ОМОНа, — рассказывает Татьяна Астафьева. — Он ветеран боевых действий, отмеченный министерскими наградами. Человек, имеющий специальную подготовку. При этом у него две судимости из-за краж. В обоих случаях стороны выходили на мировую.

Полицейские установили личность ночного гостя. Им оказался 38-летний ранее судимый за кражи житель Городищенского района

Слова волгоградки подтверждаются информацией, которую 18 июня — на следующий день после попытки кражи ноутбука — публиковало на своем сайте ГУ МВД России по Волгоградской области:

— 17 июня 2019 года в дежурную часть полиции обратилась 51-летняя жительница Дзержинского района. По словам заявительницы, ночью, находясь у себя в частном домовладении по ул. Ангарская, она проснулась от постороннего шума и увидела неизвестного ей мужчину, который держал в руках ее ноутбук. Женщина закричала, после чего незнакомец попытался скрыться. На крик женщины прибежали ее сыновья и, догнав злоумышленника, удерживали его до приезда сотрудников полиции. Прибывшие полицейские установили личность ночного гостя. Им оказался 38-летний ранее судимый за совершение квартирных краж житель Городищенского района. В отношении задержанного возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 158 УК РФ — «Покушение на совершение кражи с незаконным проникновением в жилище». Санкция настоящей статьи предусматривает лишение свободы на срок до 6 лет.

Укравшего ноутбук человека братья настигли около серой машины. Есть свидетели, но их в ОП-3 слушать никто не желает

По данным главка, уже на первых допросах бывший омоновец успел сознаться в преступлении.

— Задержанный сознался в содеянном и пояснил, что приехал в гости к друзьям в Дзержинский район, — говорится в информации МВД от 18 июня. — Находясь в состоянии алкогольного опьянения, проходя по улице, он увидел открытую калитку частного дома. Дверь дома также была не заперта, и злоумышленник без труда проник в чужое жилище, откуда и попытался похитить ноутбук.

Судимости пробравшийся в дом волгоградки мужчина имеет по 158-й статье УК «Кража» и по 161-й статье «Грабеж».

— Похоже, имея судимости в 15-м и 17-м годах, он уже хорошо знает, как надо действовать. Буквально на следующий день после задержания он написал заявление о том, что на него было совершено нападение. Он якобы шел по улице, никого не трогая. К нему подбежали двое мужчин, ударили в голову, уронили, дотоптали ногами, дали ему в руки ноутбук и вызвали полицию. Ребята, ну кто у нас бегает ночами по улицам с ноутбуком и ищет приключения на свою пятую точку?

«Завели уголовное дело и поместили в СИЗО»

Сегодня Татьяна сожалеет, что вызвала полицию: «Надо было помахать ему ручкой»

О том, что на ее сыновей завели уголовное дело по 111-й статье Уголовного Кодекса «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», Татьяна узнала спустя пять месяцев после кражи.

— В июле моих детей вызывают в полицию вроде бы для взятия объяснений по уголовному делу о покушении на кражу, в рамках которого я прохожу потерпевшей. Но, как оказалось, вызвали не к тому следователю, который вел это дело, а совсем к другому. Там им сообщили, что они обвиняются в нанесении тяжких телесных повреждений. Каким образом они ушли в тот день из райотдела, я не знаю. Но они пришли домой без подписки о невыезде, без каких-то ограничений в свободе. Они пришли и говорят: «Мама, против нас возбудили дело». Я спрашиваю: «А как? Экспертизы не было. Я видела, повторюсь, эпикриз. Человек с тяжкими повреждениями должен как минимум отлежать в больнице, получать квалифицированную помощь в течение длительного времени».

Почуяв неладное, волгоградка стала писать жалобы. Писала на имя президента, в Генпрокуратуру и СК России, в прокуратуру Дзержинского района Волгограда и прокуратуру по Волгоградской области, региональное СУ СКР.

— Я прям садилась и пачками отправляла письма. Москва отвечает исправно: «Ваше заявление отправлено в Волгоград, тому-то, за таким-то номером». В Волгограде на мои письма нет никаких ответов. Первую жалобу я отправила в сентябре.

Они не скрывались, все время находились по известному следствию адресу. На каком основании моих сыновей объявили в розыск?

Через пять месяцев после того, как Астафьевы узнали о возбуждении уголовного дела, Татьяне позвонили и сообщили о задержании сыновей.

— Второго декабря мне звонят и говорят: «Не понятно, что это было, но твоего сына младшего забрали с автосервиса в одних штанах и футболке, заломали и куда-то увезли». Я начала искать его. Поехала в райотдел на Аракскую. Там сказали, что сына у них нет. Через какое-то время я им звонила. Они опять сказали, что сына нет и сведений они никаких не дают. И только в 20:55 2 декабря мне позвонил адвокат по назначению и сказал: «Не звоните. Сегодняшнюю ночь он проведет в изоляторе временного содержания. Его задержали». На мой вопрос, почему меня не известили, адвокат ответила, что не обязана извещать. Через короткое время приехали к дому следователь, адвокат, оперативники и еще какие-то люди. Позволили одеть ребенка, потому что он был в одних штанах. И все. Через два дня был назначен суд, и Артему избрали меру пресечения. Были положительные характеристики. Ни одну из них во внимание не приняли. Его отправили в СИЗО до 2 января 2020 года. Антон, которого также принудительно доставляли в отдел без извещения, находится под подпиской о невыезде.

Семья Артема и Антона, как может, борется за их судьбы. В социальных сетях можно встретить такие листовки

Задержание, говорит Татьяна, состоялось после того, как ее сыновей объявили в розыск. О том, чтобы явиться в райотдел, до этого момента никаких уведомлений не приходило.

— Это полный абсурд. Они не скрывались, все время находились по известному следствию адресу. И мы не получали никаких извещений, повесток или звонков о необходимости явиться в райотдел. На каком основании моих сыновей объявили в розыск, следователь так и не смог пояснить. Никаких документов, подтверждающих, что мои дети скрывались от следствия, нам не предоставили.

Собрав последние деньги, женщина наняла сыну адвоката. Защитник подал жалобу в Волгоградский областной суд на неправомерность ареста.

— Мы настаиваем на том, что объявление в розыск было незаконным, и просим об изменении меры пресечения на подписку о невыезде.

При таких травмах он должен лежать в больнице. Учитывая, что он бывший сотрудник ОМОНа, травмы могли быть получены им давно

Большие вопросы вызывает у Татьяны Астафьевой заключение о вреде здоровью, который якобы нанесли ее сыновья бывшему омоновцу при задержании. Заключение сделано на основе медкарты из 25-й больницы и КТ-исследований.

— В частной беседе со специалистами мне пояснили, что по тем травмам, которые описаны в заключении и квалифицированы как тяжкий вред, потерпевший должен как минимум находиться в шейном корсете. У него должно быть жестко зафиксировано плечо, а вся рука должна быть в гипсе. По мнению экспертов, травмы, полученные им, учитывая, что он бывший сотрудник ОМОНа, могли быть получены давно — еще во время его службы. Повторюсь, что в гипсе у него была только кисть. Эту травму он мог получить, упав в грязи на прямо поставленную руку.

Татьяна мечтает поскорее увидеть всю семью за общим столом

Наняв себе адвоката, прокравшийся в дом Астафьевых экс-омоновец вышел из СИЗО. Оценив состояние его здоровья, суд поместил бывшего сотрудника под подписку о невыезде.

— Получается, что он сейчас на свободе, а мой сын в СИЗО. Видимо, наша система устроена так, что я должна была, увидев незваного гостя в своем доме, сказать ему: «Ну ладно, бери этот ноутбук. Тебе, наверное, нужнее». Честно скажу, я пожалела, что вызвала полицию. Нужно было помахать ему ручкой, наверное. Мы же думали иначе: вора нужно задержать. В следующий раз, наверное, не нужно никого задерживать. Должна полиция ловить? Ловите.

Сильная с виду женщина во время разговора с журналистами V1.RU не раз срывается на слезы.

— Все, что я хочу сегодня, спокойно жить в своем доме, чтобы туда никто не врывался. Я мечтаю о внуках и хочу видеть своих детей за завтраком напротив себя. В 2001 году мой муж погиб на дальнобое. И с тех пор я растила их абсолютно одна. Мне было очень трудно. Лишних детей у меня нет, и отдавать их просто так я никому не собираюсь. Они не делали того, в чем их сейчас обвиняют. Показания Артема и Антона, в которых они говорят, что Артем нанес удары, они давали под давлением. Артем писал изначально, что ни в чем не виноват и не признает своей вины. Но следователь и адвокат настаивали, что так писать нельзя. Не смогли они настоять на своем и воспользоваться 51-й статьей. Пошли по предложенному следователем пути, за что теперь и страдают.

Добродушный Артем, уверена мать, не мог бить человека

«Будем ходатайствовать о переквалификации дела»

Адвокат Артема Астафьева, находящегося в СИЗО, не согласен с интерпретацией следователями состава преступления и уже подал ходатайство о переквалификации уголовного дела.

— Дело было возбуждено по статье о причинении тяжких телесных повреждений, после чего Артем был объявлен в розыск. Вопрос о том, что мой подзащитный был объявлен в розыск, сейчас открыт и по нему ведутся дискуссии. Кроме того, я считаю, что действия Артема были квалифицированы неправильно.

Валерий Карташов не готов давать однозначную оценку словам Татьяны Астафьевой о том, что ее сын давал показания под давлением.

— Не могу утверждать, давались показания под давлением или не под давлением. Если показания даются в присутствии защитника, то вряд ли какое-то давление могло оказываться. Может быть, были какие-то другие мотивы...

Руководством ГСУ принято решение об изъятии дела из производства следственного подразделения Дзержинского отдела и передаче УМВД России по Волгограду

По поводу заключения судебно-медицинской экспертизы у адвоката Артема Астафьева возражений нет. Впрочем, вопрос о травмах пострадавшего пока остается открытым.

— Сейчас нам надо определиться с показаниями и проведением очных ставок. С участием потерпевшего и Артема еще не было ни одной очной ставки. Следователь такого решения до сих пор не принимал. После этих процедур, скорее всего, мы будем ходатайствовать о проведении дополнительных экспертиз. В целом могу сказать, что дальше наши действия будут более конкретными.

Попасть в подобную ситуацию рискует, по словам адвоката, любой человек, который участвует в гражданском задержании.

— Важно понимать, что задерживая человека, нельзя причинять ему повреждений. В нашем случае повреждения есть, о чем свидетельствует СМЭ. Но надо принимать во внимание еще и причинно-следственную связь между действиями задерживаемого и человека, который производит задержание. Именно поэтому я считаю квалификацию дела неправильной.

Редакция сайта V1.RU запросила комментарий по данным делам в ГУ МВД России по Волгоградской области.

— Расследование уголовных дел находится на контроле, — ответили в главке. — С учетом изложенных обстоятельств будет проведена проверка доводов, приведенных жительницей Дзержинского района. Для наиболее полного и объективного расследования уголовного дела, возбуждённого по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), руководством ГСУ главка МВД принято решение об изъятии из производства следственного подразделения Дзержинского отдела полиции и передаче данного уголовного дела для дальнейшего расследования следователями Управления МВД России по Волгограду.

V1.RU будет следить за развитием ситуации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем