Жизнь современного человека сложно представить без электричества. От розетки работают компьютеры, электричество обогревает дома, двигает городской транспорт, освещает улицы. И мало кто знает, что бесперебойная работа всей энергосистемы Волгоградской области зависит фактически от одного человека, который оперативно заметит сбой в работе сети и направит к месту ЧП бригаду ремонтников. V1.RU побывал в святая святых волгоградского филиала «Россети Юг» (ПАО «МРСК Юга») — диспетчерской службе Центра управления сетями.
Диспетчерский пункт Центра управления сетями занимает достаточно небольшую комнату. Два рабочих места, на каждом из которых установлено несколько рабочих станций. Во всю стену — огромный экран, на который выводится схематичное изображение сетей. Именно отсюда идет управление электросетевыми объектами Волгоградской области, находящимися в зоне эксплуатационной ответственности филиала. На экране, точнее, на диспетчерском щите — единая энергосистема, работающая как одно целое. Здесь отражается информация о состоянии подстанций, трансформаторных пунктов и воздушных линий, вывод в ремонт энергооборудования, изменение режимов его работы, чтобы исключить сбои в энергоснабжении потребителей.
Онлайн круглосуточно
— В компании шесть производственных отделений — Волгоградские, Левобережные, Правобережные, Михайловские, Урюпинские и Камышинские электрические сети, объединяющие 35 районов электрических сетей (РЭС), — рассказывает заместитель главного инженера по оперативно-технологическому и ситуационному управлению — начальник Центра управления сетями Волгоградского филиала компании «Россети Юг» (ПАО «МРСК Юга») Александр Курганов. — Оперативно-диспетчерская служба есть в каждом производственном отделении и районных электрических сетях. Всего их в филиале 42. Работают они в круглосуточном режиме.
На диспетчерские мониторы выводится огромное количество информации. В данный момент в Центр управления сетями стекаются данные телеметрии с порядка 10 тысяч устройств, установленных на 122 объектах. Информация совершенно разная — от физических параметров работы сетей до сигнала о проникновении на территорию подстанции. Как только открывается дверь — на мониторах диспетчера вспыхивает красная лампочка и звучит сигнал. А далее — либо бригада докладывает, что начала работы на этом объекте, либо на подстанцию забрался посторонний. Тогда к месту повреждения направляется бригада, которая выяснит причины сигнала тревоги и при необходимости приступит к устранению неисправности или технологического нарушения.
Два часа на ремонт
К слову, на все про все энергетикам отводится два часа. За это время нужно добраться до поврежденного участка, определить повреждение и либо устранить его, либо, если восстановительные работы могут затянуться на достаточно долгий срок, обеспечить потребителей электроснабжением за счет временных схем или автономных источников питания. У компании для этого существует несколько дизель-генераторов мощностью до 400 киловатт включительно. Один из таких агрегатов получил постоянную «прописку» в Палласовском районе, где высокий риск повреждения сетей из-за сложных погодных условий. Впрочем, стоит отметить, что сейчас энергетики разрабатывают проект изменения схемы электроснабжения Палласовского района и села Эльтон с возможностью резервного питания населенных пунктов от других линий электропередачи.
Пока в систему телеметрии заведено всего лишь 122 объекта. Но концепция цифровой трансформации предполагает, что к 2030 году устройства телеметрии будут установлены на всех объектах компании на территории Волгоградской области. В первую очередь телеметрия будет следить за работой подстанций и воздушных линий. Не останутся без внимания автомобили и запасы материалов на складах. Эти системы помогут выстроить оптимальный маршрут бригады при аварийно-ремонтных работах. Уже сейчас благодаря цифровизации воздушных линий можно вывести только поврежденный участок, отключить в цепочке потребителей лишь одного. В то время как раньше для ремонта одного здания нужно было отключать весь поселок или линию. Причем вывести в ремонт необходимый участок можно дистанционно.
Диспетчер работает еще с несколькими программными комплексами. Например, программа «ПК-Аварийность». Туда заносится вся информация по отключенным объектам — когда поступила информация об отключении, какие действия предприняли, что отключено, когда запитали потребителей. Отчет буквально поминутный. Кроме того, есть еще комплекс мониторинга гололедообразования. Пока гололедные посты, следящие за образованием ледяной корки на проводах, установлены в 92 точках области, но с каждым годом их становится все больше и больше. В первую очередь охватываются самые рискованные районы — Заволжье и сети, проходящие над Волгой.
Чем страшен лед на проводах?
Казалось бы, какой вред может принести слой льда на проводах? Огромный! Вплоть до того, что металлические опоры сгибает как соломинки. Датчики системы передают информацию в самом начале процесса, когда лед только начинает откладываться на проводах и опорах, отслеживают интенсивность его образования. А дальше — снова человек. Выезжает бригада, осматривает сети и опоры и принимает решение о дальнейших действиях. В любом случае линия выводится в ремонт, а со льдом борются при помощи организации плавки. К слову, кроме датчиков гололеда на объектах компании стоят еще и посты метеонаблюдения, которые тоже помогают своевременно обнаружить и принять меры по борьбе с гололедом.
Схема со всем обилием значков максимально детализирована. При необходимости диспетчер может вывести на мониторы любую подстанцию и получить любую информацию о ее работе — отключилась линия или нет, работает бригада или нет, и если да, то какая именно. При этом вся система мониторинга работы сетей — закрытая и не имеет выхода в интернет. Из элементарных соображений безопасности. Чтобы ни у кого не возникало желания «понажимать кнопочки». Такое хулиганство может привести к очень серьезным последствиям. Даже диспетчер при необходимости взаимодействия с объектами сетей заходит в систему под своим логином и паролем. Чтобы, в случае чего, можно было отследить все действия.
Сложно ли быть диспетчером? Скорее да, чем нет. И дело даже не в длительности смены. Она, к слову, длится 12 часов. А в том, что человек должен единолично в условиях крайне ограниченного времени на раздумья принять единственно верное решение. Чтобы потребители не заметили технологических нарушений на сетях. Этому не учат нигде. Диспетчер должен сам знать все и понимать, что и как работает. И реагировать моментально. А это уже — сплав опыта работы со складом характера.
— Иногда молодежь, приходящая на экскурсии к нам, спрашивает, указывая на диспетчера: «А это тот самый человек, который нам отключает свет», — улыбается Александр Курганов. — Нет, диспетчер свет не выключает. Наоборот, делает все, чтобы свет не выключался никогда и наша работа была максимально незаметной для всех потребителей области.