Почему архитектурно выразительный Волгоград, с великолепным потенциалом и многочисленными достопримечательностями, воспринимается как место депрессии и тотальной разрухи и не привлекает туристов? Одни считают, что в Волгограде слишком зациклены на войне, и только новый бренд в виде буквы «V» способен вывести город из пике. Другие — что развитию крайне мешает местное время и то, что городу до сих пор не возвращено историческое название Сталинград. Своей точкой зрения на ситуацию в Волгограде и впечатлениями о поездке по городу-герою и области поделился в авторской колонке известный историк, автор проектов «МосПешком» и «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов.
В эпоху капитализма города, как и люди, конкурируют — за мозги, финансовые ресурсы, проекты. В идеале нужно создавать условия для комфортного существования той небольшой прослойки, которая должна двигать город, создавать положительный образ Волгограда на всероссийском уровне. Это преподаватели вузов, блогеры, архитекторы, социологи, общественные активисты.
Волгограду достался великолепный потенциал — расположение на берегу магистральной реки, «главной дороги России» в XVIII–XX веках. Три смены названия и, соответственно, три вехи истории позволяют рассказывать о самых разных событиях.
Понятно, что главенствующим событием всегда была и будет Сталинградская битва, но город не должен представлять себя исключительно событиями военной истории. Он должен отвечать на вопросы — чем мы еще гордимся, какими проблемами и победами живем сейчас?
Необходимо актуализировать другие страницы городской жизни — в ту же Сарепту практически никто не ездит. Можно проложить маршрут по советскому модернизму — чего стоят чеканные панели на здании «Ростелекома»! Довольно много ярких «диковин» принесли 1990-е годы — мы, например, удивились, когда увидели домовую церковь предприятия «Гамма-Сервис».
Турист — тот, кто возвращается.
Для первого визита Волгоград, конечно, очень и очень хорош. Всегда приятно прогуляться по набережной, сходить в планетарий, взглянуть на Центральную лестницу, отправиться в художественный музей, в «1890», на Мамаев курган и в музей «Сталинградская битва». Удивить знакомых метротрамом и котлетой по-киевски.
Но дальше начинается проблема — архитектурно Волгоград очень выразителен (не зря в 1940-е годы он соревновался с Минском). Но сталинская архитектура деградирует и реставрируется плохо, предприятия разрушены и привлекут разве что сторонников индустриального туризма. Так что мы видим типичный депрессивный город-миллионник, так и застрявший на полпути между Минском и Детройтом.
Здесь почти нет сильных городских сообществ, сам город редко упоминается на федеральном уровне. Состоявшимися поселениями называют города, в которые хочется возвращаться, где есть «движуха», постоянная смена культурных проектов. Такими давно уже стали Ростов-на-Дону, Краснодар, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара.
Мы недавно проводили голосование среди москвичей — в какой из крупных городов они отправятся с семьей на выходные? Опрос достаточно релевантный (больше 5000 участников). Волгоград выбрали 4%, меньше только у Воронежа, Уфы и Челябинска. У Казани — 31 процент.
Поверьте, ситуацию можно изменить без многомиллиардных вливаний. Ответить для себя и для всего города на вопрос — почему мы здесь живем, что ценим и любим на этой земле, какие ее символы знаем и хотим продвигать?
Понимание перемен должно вызреть самостоятельно, без помощи московских экспертов — иначе это будет просто очередной бесполезный форум или круглый стол.
Область не должна быть транзитной дорогой.
Для внятного позиционирования региона у него должен быть яркий образ. У стандартного обывателя Волгоградская область (без самого города) ассоциируется с арбузами, озером Эльтон, Урюпинском и, может быть, творчеством Игоря Растеряева с «Комбайнерами».
Многие проезжают регион транзитом и не видят ничего, кроме заправок и придорожных забегаловок. Соглашусь, что соседям — Ростовской области, Калмыкии и Краснодарскому краю — легче выстроить самопрезентацию. Через казачество, национальные особенности, кухню, буддизм, курорты.
Но Волгоградская область должна «задержать» каждого водителя, проезжающего по трассе «Каспий», очаровать, поставить туристическую навигацию «90 километров до невероятной красоты». Вдоль Дона и Волги нужно оборудовать смотровые площадки в самых красивых местах. На меня произвел грандиозное впечатление Шукшинский утес — сколько переживаний сразу! И панорама, от которой захватывает дух. И диалог солдат из романа «Они сражались за Родину», пытающихся вгрызться в сухую степную землю летом 1942 года.
Как хорош памятник казачеству в районе Хопра недалеко от Кумылженской! Монумент — холм, с которого открывается вид на десятки километров! Мне очень нравится Урюпинск с его сохранившейся застройкой рубежа 19–20-го столетий. Очень неплохим городком оказался Серафимович, только вот выполненное в нем современное благоустройство бездарно и не выдерживает критики. Нужно любить свой регион, привозить сюда пресс-туры, делать так, чтобы все пищали от восхищения. Этим занимается весь мир, следовательно, мы тоже должны учиться. А еще в Клетской самые вкусные пирожки с картошкой.
Согласны с автором?