В Волгограде скоропостижно скончался легендарный нападающий «Ротора» Александр Никитин. О смерти легенды волгоградского футбола сообщили в федерации футбола Волгоградской области.
— Александр Никитин скоропостижно скончался сегодня утром, — рассказали V1.RU в федерации футбола. — Причины смерти пока не известны. Кумир всех футбольных болельщиков города, коренной волгоградец, прошедший с «Ротором» путь от второй до высшей лиги СССР, знаменитый бомбардир, забивший за волгоградский клуб только в рамках первенств и чемпионатов Советского союза более 100 голов и сыгравший более 300 матчей. Вечная память…
Тело Александра Никитина обнаружили соседи на лестничной площадке. Он лежал возле двери своей квартиры. Известно, что мужчина утром 14 января вышел в магазин, а когда возвращался — внезапно почувствовал себя плохо. Александр Никитин сумел дойти до квартиры и упал. Соседи вызвали скорую помощь, но, к сожалению, спасти мужчину не удалось.
— Когда я учился еще в школе, то после похода на стадион долго не мог разговаривать. Голос срывался. Нам было по 13–14 лет, но орали так, что глотки рвали. Все искренне болели, — вспоминал в разговоре с корреспондентами V1.RU Александр Никитин свое фанатское прошлое. — Милиция относилась к болельщикам очень строго. Одно время пошли флаги — их запретили. После чемпионата мира в Южной Америке в 1978 году переняли привычку латиноамериканцев бросать на поле ленты. С этим тоже боролись.
Лучший бомбардир Первой лиги СССР в составе ФК «Ротор», как и многие волгоградские мальчишки, всегда готовился к походам на стадион.
— Я помню, сам сделал флаг, который крепил на играх на удочку. Но это не приветствовалось, — вспоминает Александр Никитин. — В одно время запрещали даже громко кричать. Не дай бог, если видели, что кто-то выпивал. Моментально выводили со стадиона.
Вскоре Александр Никитин сам стал футболистом и вспоминал те игры Первой лиги СССР:
— Тогда было совсем по-другому. Если проигрывали, то было стыдно выйти на улицу, потому что все тебя знали, подходили и спрашивали, почему так получилось, — вспоминал Александр Никитин. — С болельщиками общались всегда. Бывали случаи, когда мы брали их с собой на выезды. Они ехали на полках для багажа. Подкармливали их. Водили в вагон-ресторан. Мы любили их, а они любили «Ротор» и всегда относились с пониманием.
Легендарный футболист удивлялся преданности болельщиков.
— Понятно, что денег у людей было немного. В мое время Первая лига была не маленькой. Были игры в Хабаровске, Риге, Львове, Ташкенте, Душанбе. Размах был огромный. Болельщики за нами ездили, хотя тогда даже не было атрибутики как таковой. Но главное, что болели, — поражался Александр Никитин. — Если игра в Грузии, то приходилось делать уйму пересадок, чтобы доехать. Но они ездили за нами всегда: на Украину, Таджикистан, Узбекистан. Как они туда добирались за тысячи километров, ума не приложу.
В те времена на футбол ходило гораздо больше волгоградцев, чем сейчас.
— Играли при 40 и 45 тысячах. 15–20 тысяч на трибунах считалось немного, — говорит Александр Никитин. — Но на игры ходили очень мало женщин и детей, в основном были мужчины. Сейчас на «Волгоград Арену» ходят семьями, с женами, подругами. На выезды ездила в основном молодежь. Сейчас они от движения уже отошли — постарели. А на стадион в Волгограде ходили в основном взрослые мужики. У нас ведь был рабочий город, — вспоминал футболист. — С «Баррикад», «Красного Октября», тракторного рабочие шли на футбол. На заводах висели афиши, и работяги шли на стадион.
В Волгограде, по словам Александра Никитина, на стадионе была невероятная атмосфера.
— Когда играл в Ростове-на-Дону во время службы в армии, на футбол ходили более элитные слои населения. Там город торговый, а не рабочий, как у нас, — делился Александр Никитин. — А мы с удовольствием играли для простых жителей. Я это вспоминаю с огромным удовольствием. Когда 25–35 тысяч в одном порыве как заорут, то ноги сами несут. На поле ничего не было слышно, только один шум. Мы рвались вперед. Стадион был родным домом. Поэтому играли и выигрывали. Я не удивлен, что Волгоград сейчас лидер по посещаемости в ФНЛ. Волгоград — это Волгоград. Такие вот мы, сталинградцы!
Президент федерации футбола Волгоградской области Рохус Шох считает, что Александр Никитин достоин того, чтобы стать почетным жителем Волгограда. Пусть даже посмертно.
— Саша — не просто легенда «Ротора» или футбола, — считает господин Шох. — Для Волгограда футбол имеет огромное значение с социальной точки зрения, и влияние на него, на молодежь, да и на все поколения, таких личностей, как Саша, просто огромное. Это действительно большая утрата для всех волгоградцев. Я даже не хочу его оценивать как футболиста. Как футболист он был большой талант и, наверное, не реализовал его полностью. В первую очередь потому, что он был безгранично предан своему клубу, своему городу. Его приглашали все основные клубы, лидеры советского футбола, но он остался верен родному городу. После службы в армии но вернулся в Волгоград и сделал огромный вклад в то, чтобы «Ротор» вышел в высшую лигу чемпионата СССР. Такой любви к городу, такого патриотизма вряд ли можно найти еще у кого-то. Может быть, у Игоря Акинфеева в ЦСКА. Саша не смог реализовать свой талант со спортивной точки зрения из-за огромной любви к городу. Но как человек, как личность, он оставил огромный след. И сегодня это огромная потеря не только для любителей футбола, но и для всех жителей, для всего города. Он заслуживает того, чтобы стать почетным жителем Волгограда. Потому что его социальный вклад в город просто невероятный. Светлая память ему.
Технический директор казахского клуба «Тобол» и бывший игрок «Ротора» Владимир Нидергаус был шокирован новостью о смерти Александра Никитина:
— Я имел честь играть с ним в «Роторе» в 1992 году, когда он уже завершал карьеру, — рассказал Владимир Нидергаус. — Это великий футболист, блестящий нападающий. Он мог бы еще принести много пользы всему волгоградскому футболу. Очень тяжелая новость, огромная потеря. Мои искренние соболезнования родным и близким.