Российский аукционный дом выставил на торги скандально известную скульптуру «Алёнушка», всего за несколько недель прославившую на всю Россию село Новая Алёновка в Воронежской области. Начальная цена арт-объекта, в одночасье ставшего интернет-мемом и символом современной трактовки монументального искусства, — всего один миллион рублей. Ее покупателем может вполне стать и Волгоград, где только недавно разразился скандал с новым брендом, оказавшимся в 3,5 раза дороже. Тем более что именно в Волгограде так часто говорят о «повышении туристической привлекательности города» и «необходимости новых, мирных, символов».
Напомним, арт-объект «Алёнушка» администрация села Новая Алёновка Воронежской области установила в местном парке в качестве подарка к 250-летию населенного пункта. Равнодушными не остался никто: некоторые ужасались ее виду и называли издевательством над древнерусским прообразом женственности и красоты. Другие же оценили скульптуру крайне положительно, сочтя ее символом современной России, жесткой и суровой снаружи, но мягкой и очаровательной внутри, почти как одноименная шоколадка. Испугавшиеся местные власти срочно демонтировали статую. У нее сразу нашелся хозяин — индивидуальный предприниматель Владимир Пилипенко, а теперь «Алёнушку» выставили на продажу.
Сейчас скандальная скульптура выставлена на аукцион с начальной ценой в миллион рублей и шагом торгов в 50 000 рублей. За столь небольшие деньги Волгоград может приобрести уникальный арт-объект, который вполне способен не только стать народным символом и заменить искусственно созданный бренд в виде латинской буквы V.
— Это прекрасная скульптура. Это настоящий бренд. Просто прекрасный. Я прям завидую
этому скульптору. Это выстрел прям в десятку, — восхищается известный волгоградский художник Митя Зимин. — Только немножко у нее недоработана задняя часть. Я бы хвост ей еще сделал, как у крокодила. Побольше бы таких скульптур, и тогда наша жизнь перестанет быть скучной. Насколько она взбодрила весь культурный и околокультурный слой. Если бы это была какая-то проходная скульптура, то кто бы ее заметил? А тут же какой хайп на два месяца. Она сделала декабрь. Считаю, что Волгоград достоин «Алёнушки», а «Алёнушка» — Волгограда.
Странно, но активисты и общественники, поднимавшие вопрос о необходимости внедрения нового и мирного символа города, к «Алёнушке» отнеслись прохладно. Так, депутат гордумы Волгограда Илья Кравченко оказался не готов терпеть «Алёнушку» в городе на постоянной основе, но не против ее занять на время.
— Если ее поставит у нас какой-то частник, то это будет очень толстый троллинг, — рассуждает Илья Кравченко. — Но я бы негативно отозвался о постоянной установке этой статуи. Она несколько своеобразная… Вот если бы она постояла месяцок-другой, мы бы на нее посмотрели и продали ее следующему региону — это было бы хорошо. Но боюсь, что у нас этого не получится.
Илья не сомневается, что «Алёнушка» вполне могла бы превзойти нынешний символ региона в виде буквы V от компании «Красава Про», но предлагает провести реальный конкурс на выбор нового бренда региона, а не выдумывать из пальца и не покупать чужие.
— Нужно объявить независимое голосование за новый символ, — уверен депутат. — Не два этих пальца об асфальт, а что-то реально нормальное. Не нужно что-то крутое. Нужно просто нормальное. Не эту галочку. Сделайте что-то с преемственностью, который не был бы абстрактным, а отражал бы наш регион с лучшей стороны. Я считаю, что вот «Родина-мать» — символ Волгограда, но она поднадоела в целом. Мне кажется, что правильно взять в качестве логотипа ее меч. Это и военный символ, и он легко ляжет на логотип.
Удивительно, но «Алёнушка» как мирный символ созидания и современного искусства не нашла отклика и у тех, кто на протяжении многих лет ратовал за смену бренда Волгограда и повышение с его помощью туристической привлекательности региона.
— Городская скульптура — это очень хорошая форма благоустройства, и у нас этого не хватает. Эта скульптура не такая уж и некрасивая, всё дело только в ее выражении лица, — рассуждает волгоградский медиамагнат Вячеслав Черепахин. — Но эта «Алёнка» имеет негативный контекст — ее уже отвергли в Воронеже. Волгоградцы в этом смысле очень критичны и не любят заниматься самоуничижением. А это именно оно и есть. «Алёнушка», конечно, имеет определенную известность. Она привлекает внимание, но она безвкусная. У нас же есть очень много возможностей и много местных скульпторов, которые могли бы сделать что-то хорошее и вписывающееся в архитектуру.
Резко отрицательно высказался об идее установки «Алёнушки» в Волгограде и инициатор создания парка современного искусства скульптор Сергей Щербаков.
— Я бесплатно бы не взял даже, — возмущается Сергей Щербаков. — Сейчас наступило очень странное время — чем хуже, тем лучше. Всё сразу берется на флаг — и вперед. Петр I специально из Италии пригласил скульптора, чтобы научить наших мастеров профессионально работать. Впоследствии Екатерина основала Академию художеств. Вот я, например, обучался ремеслу своему десять лет. А сейчас этого не нужно никому вообще. Любой сварщик, который что-то умеет варить, наваяет черт-те что, а потом вокруг этого начинают пляски какие-то устраивать. Я не понимаю, вокруг чего это всё вообще. Предмета нет для обсуждения в профессиональных кругах. Очень странно всё, что вокруг нее происходит. Знаете, сколько таких памятников стоит? Это целая проблема. Это просто барахло.
С ним согласна и соучредитель рекламного агентства PlasmaVision, директор по маркетингу и PR METR Development Group Оксана Бабижаева.
— Мое мнение — у нас своих художников предостаточно, зачем тащить чье-то чужое, причем отвратительного качества, — считает предприниматель. — То, что это мем, — ну хорошо, посмеялись — и хватит. Конкретно это изделие откровенно уродливо. Не относится ни к классическому исполнению скульптуры, ни к современным трактовкам игры с формами, образами и внутренним миром художника. Это просто дурно отлитая модель. Традиционно монументальное искусство изготавливается под конкретную местность, с учетом ландшафта и архитектуры, имеет причины своего назначения конкретно в этом месте. Привезти что-либо и воткнуть куда-то — это бездарная затея. Получится как с новогодней елкой на нижней террасе набережной — бессмысленная и беспощадная, чисто бюджет освоить.
Впрочем, в администрации Волгограда сообщили, что вопрос о покупке и установке «Алёнушки» сегодня не поднимался.
— Добрый день! В настоящее время администрация Волгограда данный вопрос не рассматривает, — лаконично ответила пресс-служба мэрии.
Кстати, это не первый случай, когда администрация Волгограда жалеет деньги на современную скульптуру и в результате город лишается способного привлекать туристов арт-объекта. Еще в 2005 году знаменитый скульптор Зураб Церетели предложил в подарок городу-герою бронзовую скульптуру «Тройка», посвященную ялтинской встрече Иосифа Сталина, Теодора Рузвельта и Уинстона Черчилля. Выбрано было даже место для установки — сквер у перекрестка улицы Советской и 13-й Гвардейской. Администрации нужно было только оплатить доставку и установку четырехметрового монумента. Деньги на это администрация пожалела. В результате в Волгограде оказалась только сильно уменьшенная копия скульптуры, сейчас находящаяся на экспозиции в музее-панораме «Сталинградская битва».
Какой символ вам нравится больше?