Волгоградский постап-фотограф Марк Говор на время отошел от привычного стиля и вместо разрушения города реконструировал мельницу Гергардта, давно застывшую каменным свидетелем Сталинградской битвы.
Здание мельницы Гергардта известно волгоградцам как памятник, посвященный героической обороне Сталинграда. Так называемые руины мельницы Грудинина оставлены как памятник изуродованному войной городу и героизму его защитников. По словам Марка, ему во время подготовки своей фотоработы удалось обнаружить лишь несколько фотографий мельницы до трагических событий военного времени и разрушения.
— Фото я восстанавливал с помощью нескольких программ и техник, в том числе 3D-моделирования. Всегда интересно увидеть знакомое в новом свете, — рассказывает Марк Говор. — К руинам многие привыкли, а в таком виде ее мало кто знает. Кадров мельницы всего три, материала крайне мало.
Построенная в 1903 году мельница стала одним из первых в дореволюционном Царицыне зданий из железобетона. Собственно, это и было одной из основных причин, позволивших выдержать в ходе битвы несколько попаданий авиабомб и не обрушиться. По мнению историков, красный кирпич, несмотря на толщину стен, сыграл роль футляра, в котором и прятались основные несущие конструкции.
По свидетельству современников, построивший ее царицынский капиталист Александр Гергардт стремился идти в ногу с прогрессом. Мельница имела не только собственные котельные, но и электрогенераторы, что позволяло сохранять полную автономность от городских сетей. Не ограничивались на предприятии и лишь изготовлением муки.
В многочисленных постройках, которые занимали практически весь квартал от берега Волги и почти до нынешней площади Ленина, действовали хлебопекарное и рыбокоптильное производства, к строениям была протянута железнодорожная ветка. К началу революции мельница представляла собой сложившееся крупное многопрофильное предприятие пищевой промышленности. А мельницей Грудинина ее стали называть в честь рабочего, жестоко убитого бандой расхитителей зерна и муки. Подробнее об этой истории мы писали в материале «Выстрелил в затылок и спокойно ушел»: подробности убийства в мельнице у музея-панорамы «Сталинградская битва».
По признанию Марка Говора, именно такой он и хотел представить давно забытую всеми мельницу — живой и гудящей, шумной.
— Находя архивные фотографии, поражался в очередной раз, что же творилось в те дни на улицах, — рассказал Марк Говор. — Какая была разруха! На каждом доме, дороге, везде и всюду было огромное количество повреждений.
Марк лишь на одном фото решил подарить мельнице другое будущее — живое и счастливое. По словам фотографа, ему нравится представлять все привычное в непривычном виде и свете.
Марк Говор известен в Волгограде как постап-фотограф. Постапокалиптическая «Родина-мать» рождалась не один месяц, над разрушенным вокзалом художник работал неделями, добиваясь максимального уровня реализма.