В Волгограде законно установлена только треть рекламных конструкций. Такие шокирующие цифры озвучили представители Волгоградского УФАС России на брифинге, касающемся размещения рекламных конструкций. Наиболее крупными нарушителями, по мнению антимонопольщиков, являются всего две фирмы по размещению наружки.
— Из 934 рекламных конструкций, размещенных на территории Волгограда, 610 находятся вне правового поля, — заявила временно исполняющая обязанности руководителя ведомства Ольга Ячменева. — Среди наиболее отъявленных нарушителей действующего антимонопольного законодательства — ООО «Дрим Медиа Сервис» и ООО «Мэйн Медиа». Их конструкции отсутствовали в схеме размещения рекламных конструкций на территории Волгограда. Спор между компаниями, администрацией Волгограда и антимонопольной службой длится с 2020 года, и сейчас уже вынесенное решение находится в процессе обжалования. Следующее заседание намечено на 19 мая.
По словам антимонопольщиков, мэрия апеллирует к тому, что часть рекламных конструкций демонтирована, и считает, что решение фактически исполнено. Однако разрешение на установку щита продолжает действовать, что было подтверждено в ходе судебного разбирательства.
— Фактически нам были представлены изначально документы о демонтаже с актами осмотра, да, на картинке всё красиво, конструкций нет, — пояснила госпожа Ячменева. — Выезжаем на местность, конструкция стоит. То есть мы понимаем, либо она была демонтирована и смонтирована заново, либо она не была демонтирована вообще. Выдали предписание, срок исполнения предписания был до 10 марта, но не согласились с нами и обжаловали их в суде. В настоящее время вот происходит судебный процесс. И сам «Дрим Медиа», и администрация Волгограда — обе стороны обжаловали. Сейчас судебное дело объединено. Очередное заседание назначено на 19 мая.
По словам председателя общественного совета ведомства Валентины Бурбы, особых изменений в ситуации с размещением наружной рекламы в Волгограде нет.
— Рекламных конструкций по-прежнему очень много, отсутствует единый стиль оформления конструкций, место их размещения нелогично, и в целом они создают негативное впечатление об облике города, — заявила Валентина Бурба.
При этом общественники, ратующие за сохранение объектов культурного наследия, добавили, что по закону вообще нельзя размещать никакой рекламы на объектах культурного наследия и их территориях. В то же время только на нечетной стороне проспекта Ленина от улицы 13-й Гвардейской до Володарского насчитывается более сорока рекламных щитов и тумб. И из-за несовершенства законодательства в одном месте могут находиться до пяти разнокалиберных конструкций.
В ведомстве также отметили, что в 2013 году проводился конкурс на размещение рекламных конструкций, по результатам которого практически все договоры были заключены с единственными участниками аукционов сроком на пять лет. Однако с 2013 года законодательство изменилось, и с 2014 года схемы размещения рекламных конструкций стали обязательными.
С 1 января 2014 года такая схема должна была бы существовать и в городе Волгограде, однако фактически она появилась только в середине 2015 года. Заключенные в 2013 году договоры действовали до 2018 года. В 2014 году власти города продлевают их еще на пять лет — до 2023 года. И это, по мнению чиновников, не противоречит требованиям существующего законодательства.
— В связи с тем, что договорные отношения о размещении рекламных конструкций на пересечении улиц Мира и Комсомольской, а также проспекта Ленина и улицы Комсомольской появились до вступления в силу поправок в 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», на ранее существующие правоотношения поправки не распространялись, — прокомментировали в комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. — Отметим, после завершения действия разрешения, срок действия которого можно уточнить в муниципалитете, в соответствии с федеральным законодательством, на этих территориях будет действовать запрет на размещение рекламы.
Также в мэрии добавили, что очистить проспект Ленина от рекламы можно будет не ранее чем в начале 2024 года.
— Рекламные конструкции, расположенные на пересечении улиц Мира и Комсомольской, а также проспекта Ленина и улицы Комсомольской, установлены в 2013 году, — конкретизировали в администрации Волгограда. — В 2015 году были приняты поправки в федеральные законы, в том числе и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вводящие запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест. Однако разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданные до дня вступления закона в силу, действуют до истечения срока их действия. Срок разрешения на размещение указанных в запросе рекламных конструкций истекает 30 декабря 2023 года. До окончания этого срока у муниципалитета отсутствуют правовые основания для принудительного демонтажа. После истечения срока разрешения на размещение муниципалитет не намерен продлевать данные договоры. По всем рекламным конструкциям, размещенным на территории объектов культурного наследия, по истечении срока выданного разрешения владельцам будут направляться уведомления о необходимости добровольного демонтажа.