Начавшееся строительство трассы, соединяющей мост через Волгу с мостом через Ахтубу, уже давно вызвало под Волгоградом столкновение протестно настроенных групп активистов и лоббистов дороги. Если первые развили бурную активность в соцсетях, а также пытаются собирать подписи под очередными обращениями или пикетировать сторожа у бульдозера, то чиновники выбрали другой способ. Словно забыв о существовании квадрокоптеров, они решили прокатить журналистов на самолете Ан-2 авиаклуба «Юный Ястреб» над будущей трассой, рассуждая о необходимости вырубки деревьев.
Напомним, 5 июля в администрации Волгоградской области сообщили о начале строительства третьего пускового комплекса мостового перехода через реку Волгу. Работами занимается подрядная организация «Группа компаний «ЕКС»», осваивая бюджетные 5 миллиардов 630 миллионов 500 тысяч рублей на 4.5-километровом участке от поворота на Лебяжью поляну до моста через Ахтубу. Второй участок, проложенный через лесной массив у нескольких дачных и коттеджных поселков, а также территорию конного клуба, принадлежащего родственникам депутата областной думы Александра Осипова, пока не разыгрывался.
— Мне часто задают вопрос, нужна новая дорога или нет, — рассказал директор Среднеахтубинского лесничества Сергей Спицын. — С одной стороны я должен отстаивать позицию тех общественников, которые хотят сохранить лес. Но никто не задумывается о других аспектах. Наш Среднеахтубинский район сильно подвержен ландшафтным и лесным пожарам. Когда мы выезжаем на тушение, каждая секунда на счету. Возникший огонь необходимо остановить в первые минуты. Если опоздать, огонь набирает силу, возникает большой огненный фронт. Бороться с ним очень тяжело. Скорость распространения огня в среднем 5 километров в час. Если фронт огня хотя бы 200–300 метров, за час выгорает 150 гектаров насаждений. Для сравнения, под строительство трассы у нас взяли в аренду 30 гектаров. Такая площадь может сгореть за 12 минут. Сейчас в пробках у нас пожарные машины стоят по 30–40 минут, а иногда и час. Новая дорога даст возможность более оперативно прибывать на место возгорания и спасать куда больше леса, чем нужно вырубить под строительство трассы. Помимо этого, разгрузка транспортного потока поможет более эффективно выстроить текущую работу лесничества. У нас сейчас вся техника, вместо того чтобы работать, стоит в пробках по полтора часа утром и вечером.
Директор лесничества заявляет, что никаких реликтовых деревьев на предполагаемой стройплощадке нет, а вырубке подлежат 5–6 тысяч кубометров насаждений, состоящих из тополей и дубов примерно в равном объеме.
— Я открыл энциклопедию и посмотрел, что значит слово «реликтовый», о котором все говорят, — заявляет Сергей Спицын, — Это древний, нетронутый человеком, первобытный, возрастной лес. Не знаю, откуда взяли это слово. У нас в лесном хозяйстве такого понятия нет. У нас все дубы, к сожалению, тронутые человеком. Здесь произрастает дуб черешчатый, порослевой, низкорослый. Это означает, что все эти дубы уже второй и третьей генерации. Их уже пилили, и они произрастают сейчас от пней. А опыт посадки дубов у нас имеется. Молодые дубы, высаженные 20–30 лет назад, сейчас живут и отлично себя чувствуют. Их вырубать не будут.
В свою очередь руководитель проекта компании-подрядчика Михаил Харин заявил, что сдать участок дороги они обязаны к сентябрю 2023 года.
— Это будет магистральная дорога первой категории, которая обеспечит беспрепятственный проезд и минимальное количество пробок, — рассказал Михаил Харин. — Мы уже приступили к работам. Вплотную занимаемся срезкой растительного полотна, а также рубкой зеленых насаждений за пределами лесного фонда. Это по большей части древесно-кустарниковая растительность. Завершить первый этап мы должны к 1 сентября 2023 года. Когда в 2019 году проводились все изыскания, было предложено четыре варианта трассировки дороги. Все варианты рассматривались по множеству критериев. Как специалист я уверен, что выбран максимально удачный проект.
Единственные вопросы, на которые не смогли ответить чиновники и подрядчик, — это какой производственной необходимостью вызван облет будущей трассы на самолете при существовании квадрокоптеров, а также за чей счет совершался полет? В клубе «Юный Ястреб» корреспонденту V1.RU сообщили, что час эксплуатации Ан-2 стоит порядка 30 тысяч рублей, но сказать, кто именно оплачивал полет над трассой, также не смогли.