В Волгоградской области растет количество заболевших новой коронавирусной инфекцией. При этом растет и количество людей, которые по тем или иным причинам не желают вакцинироваться. Профессор Андрей Макаров считает, что это обусловлено падением доверия к медицине на фоне массовых научных и околонаучных статей о COVID-19 и мерах его профилактики. Свою точку зрения ученый высказал в авторской колонке.
— Вся вторая половина истории философии ХХ века прошла под знаком разоблачения «техник власти». Это движение возглавляли левые европейские философы: сначала франкфуртской критической школы (Адорно, Хоркхаймер, Маркузе, Фромм, Беньямин, Лёвенталь, Нейман, Поллок), а затем французские структуралисты и постструктуралисты: Фуко, Лиотар, Бодрийяр, Альтюссер, Барт и другие.
Этот процесс поздний Жан Бодрийяр назвал «оргией освобождения», освобождения от авторитета и власти. «Мы живем в эпоху «после оргии»», — пишет уже разочаровавшийся в пафосе разоблачения философ. «Мы» у него — это западноевропейцы. Мы, русские, только в 2000-х ощутили на себе в полной мере то, что эти философы назвали постмодерном и постпостмодерном.
Благодаря мощному потоку постмодернистской философии русские оказались тоже в ситуации «после оргии». Обидно, конечно, что мы — после оргии, а оргии у нас не было. Задержка формирования мировых социально-культурных реалий позволила какое-то время хорохориться критикам постмодернистких идей: что-де у нас никакого постмодерна нет, у нас, мол, типа премодерн, археомодерн, соборность или какая-то иная дедморозность. Однако сегодня сомнения ослабли и стало очевидным то, о чём писали постмодернисты, в частности Френсис Фукуяма: на наших глазах рушатся «фабрики доверия», то есть утрачивают доверие основные институты модерна, вырабатывавшие его. А это церковь, государство, университеты, медицина.
В начале прошлого века был нанесен большевиками удар по церкви как институту, ориентирующему в реальности большие массы людей. Затем начало утрачивать доверие государство: его авторитет подрывался в 2000-е годы глупейшими действиями госидеологов, пропагандистов на телевидении, а также разного рода чиновниками, говорящими публично феерические глупости. Особый вклад в подрыв доверия социально-политической реальности внесло крушение модели представительной демократии: когда депутаты стали назначенцами партийного аппарата, это поставило трагический знак вопроса «кого же эти депутаты представляют?»; они стали зависимы от начальства и независимы от электората. Дольше всех держались такие фабрики доверия, как университеты и медицина.
Ковидный кризис, который устроили СМИ (не болезнь, а информационную истерию), и странные действия властей на наших глазах обрушивают доверие к образованию и медицине. Переход на тотальный дистант школ и вузов вызвал оторопь у родителей, преподавателей, студентов. В докладе группы ученых из Высшей школы экономики «Высшее образование — уроки пандемии: оперативные и стратегические меры по развитию системы» (который я читал и цитирую в своей статье «Массовое дистанционное обучение как глобальный социальный эксперимент по разобщению людей») говорится, что подавляющее большинство профессуры России посчитало дистантное образование негодным средством для средней и высшей школы. Правда, это не помешало авторам доклада сделать вывод, что российские профессора недопоняли и несовременны (видимо, допоняли и современны только это меньшинство, которое они представляли). Последние месяцы пошел вал статей от ученых-медиков о мерах, предпринятых по противодействию распространению заболеванию вирусом.
Эти статьи противоречат друг другу, не содержат внятных объяснений. При этом зачастую медики говорят безапелляционно, как будто они «ходящие в истине пророки» (такова, видимо, традиция медицинской науки — общаться с широкой публикой без всякой критики и сомнений своих выводов). Как ни странно, именно эта уверенность авторов интервью о необходимых антиэпидемиологических мерах при отсутствии должной аргументации открыла процесс коррозии доверия теперь и к медицине. Писать об этом можно только с горечью, ведь университеты (наука) и медицина — последние мощные «фабрики доверия» для масс. Вот тебе и нет постмодерна. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Согласны с автором?