Центральный районный суд Волгограда 29 октября изменил меру пресечения 14-летнему Ярославу Иноземцеву, обвиняемому в попытке взорвать школу, и отправил его в следственный изолятор. Об этом, а также о странностях уголовного дела журналистам V1.RU рассказали мама подростка Юлия Бочарова и его адвокат Андрей Гордеев.
Напомним, 14-летнего Ярослава Иноземцева впервые задержали 15 июня прошлого года в Тракторозаводском районе Волгограда. По версии следствия, мальчик готовился совершить теракт в школе № 61, где учился. Доказательствами этого, по мнению следователей, стали найденные у парня в квартире самодельные «коктейли Молотова», тетрадка с рецептами взрывоопасных смесей и показания одноклассника. 9 июля 2021 года в Ростове состоялось заседание Южного военного окружного суда, на котором было выявлено множество нарушений, допущенных следствием. Уголовное дело было возвращено в прокуратуру, а подростка отпустили домой.
— Моего сына снова забрали в СИЗО. Суд всё-таки решил изменить меру пресечения. Почему это произошло, я не понимаю, — с трудом сдерживая слезы, рассказала мама школьника. — Оснований на это как не было, так и нет. Мы меру пресечения назначенную еще в июле не нарушали. Просто следствию так захотелось, а суд поддержал. Задержали Ярослава позавчера с нарушениями — без адвоката, без педагога-психолога. Отвезли в изолятор без конвоя. Сейчас он весь бледный, очень переживает. Спрашивает, за что его задержали, почему его забирают, он же ничего не нарушал. Сейчас после заседания спросил у меня, не брошу ли я его, буду ли приносить передачки в СИЗО. Я его успокоила, как смогла. Не понимаю, почему следственные органы так поступают с нами.
В Волгограде 14-летнего Ярослава Иноземцева, обвиняемого в попытке взорвать в школу, задержали 27 октября этого года в управлении Следственного комитета, куда он явился с мамой по повестке, после чего был помещен в изолятор. Запланированное на 28 октября судебное заседание об изменении меры пресечения не состоялось и было перенесено на пятницу, 29 октября.
По словам матери школьника, со стороны следствия на их семью оказывается разного рода давление, а всё обвинение построено на словах одного 13-летнего мальчика, с которым Ярослав делал и взрывал петарды и бомбочки в овраге недалеко от дома.
— Ни о каком взрыве школы не может быть и речи. Ярослав никогда даже не думал об этом, — заявила мама обвиняемого школьника. — Нет никаких указаний на это. Он не состоял ни в каких сообществах, нигде ничего такого не писал и не высказывал. Увлекался какое-то время панк-роком и музыкой, потом прошло. Всё обвинение построено на показаниях одного из тех двух мальчиков, с которыми Ярик делал и взрывал эти свои петарды и бомбочки в овраге. На него, видимо, надавили и он наплел всякого про Ярослава. А в дело уже понаписали нелепостей и про то, что мой сын против власти и против полиции, и что он поддерживает Навального, и много чего еще. Не понимаю, откуда это всё взялось. Кто это всё выдумывает? Такого не было никогда.
Недоумение от принятого Центральным районным судом решения выразил и адвокат семьи Иноземцевых Андрей Гордеев:
— Случилось страшное. Моему подзащитному, Ярославу Иноземцеву, изменили меру пресечения и направили снова в СИЗО, — рассказал на выходе из здания суда Андрей Гордеев. — Мы это всё уже проходили год назад. Ребенка продержали в СИЗО 10 месяцев, а далее перевели в психиатрическую больницу, где он провел еще 3 месяца. После этого Ростовский окружной военный суд отправил дело на доработку, так как нашел в нём множество нарушений, а юношу отправил под домашний арест с браслетом на ноге. Сейчас дело вернулось в Волгоград, снова попало в следственный комитет. Они снова задержали моего подзащитного и отправили в СИЗО, и далее дело во второй уже раз отправится в Ростовский суд. Но теперь перед судом Ярослав предстанет не как подросток под домашним арестом, а как заключенный СИЗО. Отношение суда тоже может измениться.
По словам правозащитника, интересно еще и то, что взрывными устройствами, которые делал Ярослав Иноземцев, взорвать школу и серьезно кому-то навредить невозможно.
— По сути, обвинение надуманное. Изначально рассматривалось, что Ярослав изготавливал для своего личного пользования и взрывал в овраге взрывные устройства, — добавил Андрей Гордеев. — На самом деле, эти устройства представляют собой некие бомбочки, составленные им по рецептам из интернета. Думаю, что их знают многие мальчишки, а уже если мое поколение взять, то, наверное, все. К сожалению, в современных реалиях вся эта история приобрела другую окраску. Сначала было обвинение в подготовке к убийству двух лиц — учителя и ученика. При этом, есть показания этих лиц, где они утверждают, что никаких конфликтов с Ярославом у них не было. В последствии, после событий в Казани в этом году, статью нам изменили на статью о подготовке террористического акта в школе. Провели экспертизу, чтобы выяснить, а можно ли вообще такой бомбочкой взорвать школу. Эксперт установил, что школу взорвать получится, только если она будет по размеру и прочности сопоставима с картонной коробкой.
Редакция V1.RU направила запрос в пресс-службу Следственного комитета Волгоградской области обо всех странностях в деле Ярослава Иноземцева, озвученных Юлией Бочаровой и Андреем Гордеевым. На момент публикации ответа не поступало.