СЕЙЧАС -5°С
Все новости
Все новости

«Остались в наследие от Страны Советов»: смотрим сохранившиеся мозаичные панно Волгограда

Яркие и красочные мозаики времен СССР еще сохранились на зданиях города-героя

Советские мозаики в Волгограде еще сохранились

Поделиться

Ученые и рабочие, солдаты и матери, пионеры и спортсмены — во времена СССР Волгоград, как любой крупный город, мог похвастаться мозаичными панно, украшающими жилые дома, заводы и культурные учреждения. Прошли годы, советская риторика забылась, а работы талантливых художников теперь воспринимаются как чистое искусство, культурный пласт, который может рассказать много интересного о прошлом страны.

Представляете, в СССР воспевали в произведениях искусства не олигархов и чиновников, а обычного тракториста

Представляете, в СССР воспевали в произведениях искусства не олигархов и чиновников, а обычного тракториста

Поделиться

Искусство с тысячелетней историей оказалось весьма популярно в советском государстве. Подобно итальянской мозаике, повествующей о жизни Римской империи, советские мозаичные панно воспевали идеи коммунизма: военный и трудовой подвиг, торжество науки и здорового образа жизни, мирную жизнь на Земле и покорение космоса. После распада СССР часть мозаичных панно была целенаправленно уничтожена в попытке стереть любые напоминания о советском строе. Другие работы остались без внимания, постепенно разрушаясь и теряя былой блеск. И все-таки сохранились в Волгограде по-настоящему впечатляющие работы, которыми еще может успеть восхититься поколение, не знающее точной расшифровки аббревиатуры СССР.

«Завод-солдат» и «Завод-труженик» на Тракторном заводе

Сложно поверить, но за панно «Завод-труженик» больше нет промышленного гиганта

Сложно поверить, но за панно «Завод-труженик» больше нет промышленного гиганта

Поделиться

Два больших (15,5х11 метров) мозаичных панно из смальты украшают ризалиты здания заводоуправления Волгоградского тракторного завода. Автор этих работ — Павел Шардаков, художник-реалист, монументалист, много лет живший и работавший в Волгограде.

Огромные мозаичные панно были ярким украшением главных проходных Волгоградского тракторного

Огромные мозаичные панно были ярким украшением главных проходных Волгоградского тракторного

Поделиться

Панно для ВГТЗ создавались Павлом Шардаковым и архитектором Борисом Геккером на протяжении семи лет — с 1973 по 1980 год. Перед авторами стояла важнейшая задача — отразить в своей работе значимость завода-гиганта, выстоявшего в Сталинградской битве и ставшего символом победы в ней. Композиция панно не перегружена мелкими деталями — мозаики должны были восприниматься даже теми, кто просто проезжает мимо.

Увы, завод-солдат устоял перед немцами, но не смог выжить в эпоху правления губернатора Андрея Бочарова

Увы, завод-солдат устоял перед немцами, но не смог выжить в эпоху правления губернатора Андрея Бочарова

Поделиться

Не всем известная деталь: на панно «Завод-солдат» Шардаков изобразил свою мать, с которой у него были очень теплые отношения.

Портрет пожилой женщины в платке художник делал со своей мамы

Портрет пожилой женщины в платке художник делал со своей мамы

Поделиться

В 2020 году оба мозаичных панно на ризалитах заводоуправления ВГТЗ признаны выявленными объектами культурного наследия. Это редкий случай для мозаики: большинство подобных работ остается без госохраны и просто медленно разрушается.

«Человек-творец» на «Каустике»

Украшение химзавода стало первым мозаичным панно для Волгограда

Украшение химзавода стало первым мозаичным панно для Волгограда

Поделиться

Мозаичное панно на фасаде конференц-зала химкомбината «Каустик» было создано Павлом Шардаковым и архитектором Юрием Коссовичем в период с 1969 по 1973 годы. Размер панно 10х18,8 метра, материал — смальта.

Для Сталинграда это была первая масштабная работа, которая впоследствии задала тон декоративно-монументальному искусству в городе.

Человек-творец до сих пор украшает конференц-зал «Каустика»

Человек-творец до сих пор украшает конференц-зал «Каустика»

Поделиться

К «Человеку-творцу» Шардаков создал более 30 эскизов и в конечном итоге остановился на том, где в центре внимания находятся руки человека и стилизованное изображение атомной энергии. Это и была основная идея работы — человек, расщепивший атомное ядро.

Интересная деталь: годы создания панно и фамилия Шардакова выложены в нижнем углу мозаики. Фамилия и инициалы архитектора Коссовича написаны ниже, на бетоне.

Панно на Дворце культуры «Патриот»

Мозаика в Кировском районе показывает эволюционный ряд от буденновца до советского интеллигента

Мозаика в Кировском районе показывает эволюционный ряд от буденновца до советского интеллигента

Поделиться

ДК «Патриот» создавался с 1967 по 1987 годы талантливейшими авторами, хорошо известными Волгограду: здание проектировал архитектор Ефим Левитан, а панно на фасаде создал художник-монументалист Юрий Боско.

В рабочем районе нельзя было не изобразить представителя рабочей специальности

В рабочем районе нельзя было не изобразить представителя рабочей специальности

Поделиться

Это мозаичное панно представляет собой классический образец советского реализма: на нём изображены герои того времени: военный и рабочий, колхозница, космонавт и ученый. Панно до сих пор хорошо сохранилось, в отличие от других, менее «удачливых» работ.

Нашлось место на панно и космонавту, и ученому

Нашлось место на панно и космонавту, и ученому

Поделиться

Мозаика на бывшем заводоуправлении «Авроры»

На мозаике ученые СССР покоряют Вселенную

На мозаике ученые СССР покоряют Вселенную

Поделиться

Панно, посвященное строительству социализма, теперь можно увидеть только на фотографиях. В августе 2018 года его замуровали фасадной плиткой. Владелец разместившегося в здании вуза объяснял это желанием сохранить мозаику до лучших времен и невозможностью восстановить утраченные элементы прямо сейчас.

На торце заводоуправления воплотили в мозаике мечту о роботах, что придут на помощь людям

На торце заводоуправления воплотили в мозаике мечту о роботах, что придут на помощь людям

Поделиться

Мозаичное панно в 1975 году создал известный волгоградский художник Глеб Вяткин. На нём изображены крупные фигуры мужчины и женщины, а на втором плане — космонавты, ученые и рабочие. Панно выполнялось методом прямого набора — нужные по размеру кусочки керамики откалывались вручную и прикреплялись сразу на стену. Глебу Вяткину помогали монументалисты из разных городов Союза, работа шла в холодное время года — с октября по декабрь.

В 2018 году мозаику замуровали

В 2018 году мозаику замуровали

Поделиться

— В истории много случаев, когда закрывали памятники, картины, мозаики и фрески. Это даже хорошо. Мозаика будет в сохранности сколько угодно времени, — сетовал тогда Глеб Вяткин. — В Италии более бережно относятся к памятникам. Если там повредить какую-то фреску, то это воспринимается как утрата. В Волгограде теперь монументалисты не нужны.

Сохранившийся «Мир вам» и исчезнувшая

«Роза ветров»

туристического вокзала

Три грации встречали туристов, прибывавших на вокзал у площади Ленина

Три грации встречали туристов, прибывавших на вокзал у площади Ленина

Поделиться

Мозаичный рельеф на центральном фасаде турвокзала был создан в 1975 году волгоградским художником-монументалистом, автором многих известных работ Михаилом Пыштой. Такое панно было достаточно необычным решением, к тому же сложным и дорогим в исполнении. Рельефные части будущего панно вырезались из гипсоцементной смеси, а вокруг них выкладывались кусочки мозаики. После окончания сборки панно монтировалось в стену.

Сейчас вокзал больше не принимает пассажирских поездов и не высаживает толпы людей, желающих увидеть музей-панораму

Сейчас вокзал больше не принимает пассажирских поездов и не высаживает толпы людей, желающих увидеть музей-панораму

Поделиться

Изображенные на панно три женщины в окружении белых лебедей встречали туристов, приехавших в Волгоград на специальных поездах. Одна из них держит в руках лавровую ветвь — символ мира.

Абстрактный мозаичный рельеф «Роза ветров» появился на здании турвокзала в том же 1975 году. Сейчас судьба его неизвестна. Сохранилось даже крайне малое количество фотографий этого панно. Предположительно, оно скрыто фасадом автомойки, но, возможно, уже полностью утрачено.

«Сталинград — город-герой» на улице Коммунистической

Одно из самых поздних мозаичных панно Волгограда — на улице Коммунистической

Одно из самых поздних мозаичных панно Волгограда — на улице Коммунистической

Поделиться

Мозаичное панно на торце дома № 21 по улице Коммунистической рядом с туристическим вокзалом также имело целью приветствие туристов. Гости города-героя должны были сразу почувствовать особую атмосферу Волгограда, в который только что приехали.

На мозаичном панно нашлось место и фронту, и тылу

На мозаичном панно нашлось место и фронту, и тылу

Поделиться

Панно с героическим смыслом было создано Михаилом Пыштой в 1984 году. Это классическая мозаика без элементов рельефа. На панно изображены солдаты и труженики тыла, мужчины и женщины, символы Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы — георгиевская ленточка, орден Ленина, медаль «За оборону Сталинграда». За своеобразную внешность и «черное лицо» солдата на мозаике в 90-е называли советским Дартом Вейдером.

Лицо крайнего правого солдата при определенном освещении выглядит черным черепом под каской

Лицо крайнего правого солдата при определенном освещении выглядит черным черепом под каской

Поделиться

«Голубь мира» из подземного перехода

Мозаичное панно долго скрывалось под слоем граффити и серой краски

Мозаичное панно долго скрывалось под слоем граффити и серой краски

Поделиться

Редкий случай, когда произведение искусства не прячут, а, наоборот, возвращают миру. Мозаика волгоградского художника и скульптора Петра Чаплыгина, не один десяток лет скрытая слоями граффити, а потом закрашенная серой краской, осенью 2021 года была наконец очищена и стала доступна взорам всех желающих.

Отмывали мозаику по частям и в несколько этапов

Отмывали мозаику по частям и в несколько этапов

Поделиться

Мозаичное панно в стиле соцреализма создавалось в 1970-е годы. «Голубь мира» — часть масштабного проекта архитектора Вадима Масляева, связанного с первой восстановленной после войны улицей Волгограда — улицей Мира.

Так подземный переход на улице Мира выглядел еще совсем недавно

Так подземный переход на улице Мира выглядел еще совсем недавно

Поделиться

Пионеры Театра юного зрителя

Мозаики с пионерами давно стали украшением Театра юного зрителя

Мозаики с пионерами давно стали украшением Театра юного зрителя

Поделиться

Послевоенный ТЮЗ в Волгограде строился долго, причем сначала это должно было быть спортивное сооружение, затем — дворец культуры, но в конечном итоге в 1970 году в новом здании на улице Рабоче-Крестьянской появился детский театр.

Советский пионер, как и положено, готовится жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин

Советский пионер, как и положено, готовится жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин

Поделиться

На финальном этапе к работе подключился известный волгоградский художник Алексей Бровко — он создал два мозаичных панно, которые и по сей день украшают фасад ТЮЗа.

Пьеро играет реквием солнечной Стране Советов, где лучшее — всегда впереди

Пьеро играет реквием солнечной Стране Советов, где лучшее — всегда впереди

Поделиться

На них дети занимаются спортом, музыкой, пионер трубит в горн, повсюду символы мира — голуби. Не обошлось и без театральной символики — маски, занавеса и печального Пьеро, словно чувствовавшего, что Страны Советов и пионерии больше не будет.

Корова молокозавода № 1 и селедка из рыбного

Молокозавода уже давно нет. Мозаичная корова пока сохранилась

Молокозавода уже давно нет. Мозаичная корова пока сохранилась

Поделиться

Совсем недалеко от мозаик Театра юного зрителя можно найти еще одну — портрет задумчивой коровы на здании неработающего уже молочного завода № 1.

Собственно, мозаики — единственное сохранившееся напоминание о молокозаводе

Собственно, мозаики — единственное сохранившееся напоминание о молокозаводе

Поделиться

Кроме коровы, на панно изображена тара советских времен, незнакомая молодому поколению: стеклянные бутылки с крышками из фольги и треугольный пакетик.

«Золотые рыбки» с бывшего магазина на проспекте Ленина

«Золотые рыбки» с бывшего магазина на проспекте Ленина

Поделиться

Впрочем, подобные мозаики можно еще встретить в разных местах. Например, изображение селедки-иваси всё еще остается на стене бывшего рыбного на проспекте Ленина.

Мозаики на заводе тракторных деталей и нормалей

Одно из мозаичных панно показывает труд рабочих

Одно из мозаичных панно показывает труд рабочих

Поделиться

Единственным местом в Волгограде, где сохранились мозаичные панно работы талантливого волгоградского художника Петра Зверховского, стало здание бывшего метизного завода на проспекте Ленина.

Второе панно — труд инженеров

Второе панно — труд инженеров

Поделиться

Заказ на два панно Зверховский получил от руководства завода, они были изготовлены в 1975 году. Как говорил сам автор, сюжет их предельно прост: на панно можно увидеть работников завода в спецодежде, с инструментом и за станками.

Метизный завод закрылся в 2014 году и сейчас практически снесен. В отличие от мозаичных панно, чудом пока сохранившихся.

В Советском Союзе мозаики делались яркими, позитивными и на века

В Советском Союзе мозаики делались яркими, позитивными и на века

Поделиться

Как сказал когда-то давно Владимир Ленин: «Искусство принадлежит народу». В случае с мозаиками это верно лишь частично: пока видеть их может любой желающий, а вот сохранить или восстановить — далеко не каждый. Возмутиться их исчезновением или разрушением — в большинстве случаев возможно, но в Волгограде бесполезно.

По теме

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter