V1
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Волгограде

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

757мм 59%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Город 2 февраля 2021 года в Волгограде мнение «Каждые 25 секунд мы теряли солдата или офицера»: журналист — о цене победы под Сталинградом

«Каждые 25 секунд мы теряли солдата или офицера»: журналист — о цене победы под Сталинградом

Михаил Вержба напомнил: вопрос о безвозвратных потерях в Сталинградской битве открыт до сих пор

Сталинградская битва стала одним из самых грандиозных сражений Великой Отечественной войны

Сегодня, 2 февраля, в Волгограде празднуется 79-я годовщина победы в Сталинградской битве — жестоком и страшном сражении, переломившем ход Второй мировой войны на восточном фронте. Журналист из Волгограда Михаил Вержба поднял один из самых важных вопросов: почему до сих пор, спустя 79 лет после ее завершения, о потерях в этой битве говорят лишь, что они «условно точные».

С праздником, друзья! А сегодня у нас именно праздничный день. Ведь 2 февраля 1943-го завершилась Сталинградская битва.

Сейчас вспомнил фильм Жан-Жака Анно начала нулевых годов. Он назывался «Враг у ворот» и был снят по книге Уильяма Крейга «Враг у ворот: Битва за Сталинград». Мягко говоря, противоречивое кино, но начинается оно с титра «Здесь решалась судьба мира». Кто бы и что бы ни говорил и ни снимал о войне, роль и место сражения за Сталинград не оспаривались никогда и никем.

Но сегодня я не о праздничной стороне этой переломной для всей Второй мировой войны Победы. Сегодня — о чем мало пишут в прессе. О потерях. Мне кажется, говорить об этом надо так же, как и о беспримерном подвиге советских солдат.

В разные годы для газетных публикаций я собирал материалы о Сталинградской битве. В том числе и о том, что на бюрократическом языке называется безвозвратными потерями.

По существу, вопрос о них остается открытым до сих пор. Как-то в музее-панораме «Сталинградская битва» мне показали страничку из воспоминаний бывшего директора музея обороны Царицына — Сталинграда Андрея Бородина. Вот что я прочел:

«Первая и последняя попытка установить масштабы наших потерь была предпринята в начале 60-х годов. Евгений Вучетич хотел, чтобы на Мамаевом кургане были выбиты имена всех солдат и офицеров, погибших в Сталинградскую битву. Он думал, что это в принципе возможно, и попросил меня составить полный список. Я охотно взялся помочь…

Кинулся в Подольский архив, в бюро потерь Генштаба Минобороны. Генерал-майор, руководивший тогда этим бюро, рассказал, что такую задачу им уже ставил секретарь ЦК Козлов. После года работы он вызвал генерала и спросил о результатах. Когда узнал, что счет пошел миллионный, сказал: "Хватит!" И работу прекратили».

В девяностых годах снова предпринимались попытки установить данные о потерях. Их, по мнению многих историков, можно считать «условно точными».

В научном отделе музея-панорамы лет двадцать назад, собрав все сведения воедино, получили цифры, которые мне назвал тогдашний директор, военный историк Борис Усик. Вот они.

В период оборонительных боев, то есть с 17 июля по 18 ноября, каждый день погибали 2591 человек. Это средняя цифра, конечно. Получается, что 25 секунд — и мы теряли солдата или офицера. Жуткая статистика. Чуть меньше — 2430 бойцов — каждодневно отдавали свои жизни во имя Победы во время наступательной операции вплоть до 2 февраля.

В начале нулевых годов военные говорили об одном миллионе ста двадцати тысячах погибших. Но этими данными никак нельзя ограничиваться. Надо учитывать, к примеру, тех, кто погиб в фашистских концлагерях вокруг Сталинграда. И тех мирных граждан, кто пал под бомбежками. И тех, кого немцы угнали в Германию и кто погиб на чужбине. И тех, кто скончался в госпиталях.

Скромный памятник на месте одного из концлагерей в Разгуляевке

О концлагерях. Эта тема вообще мало где освещалась. Меж тем для содержания военнопленных гитлеровцы организовали вблизи Сталинграда 47 лагерей, в которых находились около 70 тысяч человек. Трагическая судьба их по сию пору неизвестна. Ни в военкоматах, ни в архивах не найти никаких сведений о местах захоронений пленных. А ведь погибших не сотни человек, а десятки тысяч.

5 декабря 2002 года я опубликовал в «Труде» статью «Ад за колючей проволокой». Она как раз об этом.

Тот же Борис Усик называл такую цифру общих потерь: два миллиона шестьсот пятьдесят тысяч человек. Может, кто-то захочет поспорить, но, похоже, более полной информации пока не существует.

200 дней и ночей длилась эта битва. Наши отцы, деды и прадеды выстояли тогда, когда до Волги оставалось всего ничего, каких-то сто метров. А кое-где фрицы даже вышли к ней. Представляете, они бравым маршем прошагали через всю Европу от самого Парижа, но взять крепость по имени Сталинград не смогли.

Сейчас слышу споры (да они всегда велись), откуда начался великий перелом в той войне. Мне кажется, спорить нечего. Просто надо вспомнить, что после Сталинграда фашисты уже не продвинулись на Восток. Они лишь отступали.

Но можно сказать и так: эта победа ковалась не только среди руин Сталинграда, ее одержал весь советский народ и его армия. В больших и малых сражениях и отдельных боях от Бреста и до Волги, на трудовом фронте, который во время войны значит не меньше, чем боевой.

79 лет, 179... об этой победе мир будет помнить вечно. Потому что без победы на Волге он, мир, был бы иным.

Потому, поклонившись подвигу защитников города, вспомним всех, кто сражался за нашу Победу. Не деля битвы по ранжиру.

Такая совсем не праздничная публикация сегодня. Просто, я уверен, надо писать и говорить и об этом.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем