В Даниловском районе Волгоградской области остановлено строительство огромной солнечной электростанции. Для объекта даже было выбрано название, но из-за санкций и непростой экономической ситуации в России проект оказался заморожен на неопределенный срок.
По информации знакомого с ситуацией источника V1.RU, солнечная станция должна была появиться неподалеку от поселка Профсоюзник — вблизи действующей солнечной электростанции «Медведица».
— «Медведица» мощностью 25 МВт начала работу в феврале прошлого года. На площади в 50 гектар установили 72 тысячи модулей-панелей. Новую солнечную электростанцию под рабочим названием «Спутник» должны были возводить неподалеку на площади порядка 200–250 гектаров в несколько этапов. Сначала строительство первой очереди — мощностью 25 МВт, а затем запуск и передача электричества в ФСК, затем еще три очереди по 25 МВт. В итоге мощность новой электростанции составила бы 100 МВт, — рассказали V1.RU сотрудники станции «Медведица». — Но недавно выяснилось, что взята пауза. Генеральный подрядчик был готов начать строительство, уже и землю выделили. Но как сказали, всё застопорилось до стабилизации обстановки.
Еще один собеседник V1.RU, пожелавший не раскрывать свои данные, подтвердил, что заморозка строительства электростанции связана с непростой ситуацией с экспортом и импортом.
— К примеру, выращивающий кристаллы кремния завод находится в Подольске, но потом он отправляется в Китай, где его обрамляют в рамку и уже оттуда везут панели — модули в Россию. Кроме того, немало ключевых компонентов — не российского производства. Даже выключатели немецкой фирмы «Шнайдер». Они не обычные, огромные вакуумные. «Начинка» — с рост человека. Есть и другие используемые при производстве и эксплуатации компоненты — тоже из-за рубежа. Правда, насколько я знаю, недавно шла речь о строительстве производства, чтобы делать это всё у нас — на нашем заводе в Подмосковье.
Глава Даниловского района Сергей Копытов подтвердил, что строительство электростанции застопорилось. А земли, которые ранее были согласованы и выделены для строительства СЭС, пока отдали в аренду сельхозпредприятию.
— Для нас этот проект очень интересен, так как это и поступления в бюджет, и рабочие места. Ведь когда идет строительство, жители района трудятся, не уезжают работать вахтовым методом в другие регионы, в родном районе остаются. В дальнейшем некоторые работу получают непосредственно на самой станции, — рассказал Сергей Копытов. — Очень жаль, что вопрос со строительством поставлен на паузу — в связи с санкциями. Мы не можем, чтобы земля пустовала. Сформированный под объект участок — это порядка двухсот гектар — мы временно отдали сельхозпредприятию. Уже сейчас на нем работают, а в муниципалитет идет доход. Был разговор с «Солар Системс», и они сказали: «Смело отдавайте на три года». Провели аукцион, и сейчас земля в аренде у компании «Даниловка-Агроинвест». Как только участок потребуется и договор истекает — мы начинаем работать с «Солар Системс». Планируем, что это будет 2025 год. Очень надеюсь, что начнем с ними работать.
В свою очередь, в компании «Солар Системс» сообщили, что о проекте в Даниловском районе ничего не знают.
— В ответ на направленное Вами обращение настоящим сообщаем, что упомянутый в обращении проект по строительству СЭС «Спутник» в Даниловском районе Волгоградской области не является проектом нашей Группы Компаний и нам неизвестен.
ООО «Солар Системс» было учреждено Amur Sirius (КНР) в марте 2014 года с целью строительства и эксплуатации солнечных парков на территории России. Компанией построены и введены в эксплуатацию двадцать солнечных электростанций, функционирующих на оптовом рынке электрической энергии и мощности на территории пяти субъектов Российской Федерации. По данным из открытых источников, чистая прибыль компании за 2021 год составила 2,1 млрд.руб, при выручке 237 млн.руб.
Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев подтвердил, что из-за введенных санкций, связанных с ограничением импорта и экспорта продукции, российская отрасль возобновляемой энергетики пострадала не меньше остальных отраслей российской экономики.
— Возобновляемой энергетике России сегодня крайне вредны спекуляции на тему паузы в развитии низкоуглеродной повестки в связи с мировым энергетическим кризисом. Эти попытки выглядят крайне неосмотрительным, и мы все должны осознавать, что сейчас то самое время, когда бизнес не отказывается от зеленых стратегий и понимает, что это и есть устойчивый путь развития. Сейчас самое важное — не отбить желание инвестора инвестировать в экономику России и, в частности, в развитие сектора ВИЭ (возобновляемых источников энергии), — пояснил Алексей Жихарев. — Конечно, по причине введенных санкций, связанных с ограничением импорта и экспорта продукции, российская отрасль возобновляемой энергетики пострадала не меньше остальных отраслей российской экономики. Негативные эффекты в секторе ВИЭ примерно те же: ограничения логистических маршрутов и связанное с этим удорожание услуг по транспортировке, отказ некоторых зарубежных производителей от поставок основного и вспомогательного оборудования, отказ зарубежных экспертов и инженеров от проведения пуско-наладочных работ, резкое удорожание кредитных ресурсов, а также отказ зарубежных производителей оборудования, установленного на ранее реализованных объектах ветроэнергетики, от гарантийных и сервисных обязательств.
Как добавляет собеседник V1.RU, из-за сложившейся непростой в стране ситуации проекты оказываются замороженными.
— Новые барьеры уже привели к ситуации, когда крупные инвестиционные проекты сдвигаются, — добавил Алексей Жихарев, — При этом благодаря тому, что в секторе солнечной энергетики России работают два крупных национальных игрока — ГК «Хевел» и «Солар системс», которые локализовали производство оборудования, негатива, связанного с отказом от гарантийных и сервисных обязательств, не отмечается. В «солнечном» бизнесе вообще зависимость от западных комплектующих и компонентов серьезно меньше, здесь более значима доля азиатских игроков. Вероятно, что, учитывая новые вводные, наш рынок станет еще более открыт для азиатских партнеров во всех секторах, благо текущий уровень их технологического развития позволяет говорить о не менее эффективных взаимовыгодных проектах.