Когда-то на этой улице в южной части Волгограда жизнь била ключом. Здесь получали квартиры сотрудники крупных предприятий, дворы боролись за звания образцовых, и можно было не бояться за жизнь, выйдя из дома поздно вечером или даже ночью. Сейчас жильцы домов 1952 года постройки на улице Палласовской в прямом смысле слова пытаются просто выжить: улица превратилась в гетто из разрушающихся трущоб, сгоревших развалин, окруженных зарослями бурьяна и грудами мусора. И это — полбеды. Как говорят ожидающие много лет расселения люди, иногда на улицу просто невозможно выйти — заброшенные дома стали пристанищем бездомных, наркоманов и опустившихся алкоголиков.
— Дома признаны аварийными еще в 2014 году. И если раньше у нас была одна беда — переживали, как бы чего не случилось в квартирах из-за ветхости строений, то сейчас и на улицу выйти страшно — где-то алкаши пьют, где-то наркоманы.
— Пытаемся припугнуть их полицией, но это уже не помогает. Чуть ли не при нас закладки делают. А еще собаки бездомные стаями бегают. Если в центре города ими еще хоть как-то занимаются, то у нас нет, — говорят местные жители.
— А еще полуразрушенные дома то и дело загораются — видимо, жгут там что-то. Страшно. Находятся они вблизи наших двухэтажек. И так-то наши дома ветхие, а еще рядом тлеющие здания.
Жители Палласовской добавляют, что еще одна беда то, что расселенные и когда-то сгоревшие дома не сносят сразу.
— У нас один дом жилой, другой пустующий расселенный, а рядом вообще сгоревший. Как только стемнеет — на нашу улицу поворачивать опасно, а нам проходить мимо таких домов. Хорошо, у меня дом на въезде, дальше в квартал я не хожу, — говорит одна из жительниц на улице Палласовской Мария Титова. — Мы считаем, что, если расселили, — надо сносить. А у нас получается — с горем пополам людей пристроили, а дома стоят. Эти строения становятся не только пристанищем для непонятных гостей, но и постоянно горят.
— Вот совсем недавно был пожар в одном из соседних, уже расселенных домов. Жара на улице, огонь может в мгновение перекинуться на другие дома, ведь все они у нас — деревянные, ветхие, в мгновение загораются и в считаные минуты полностью сгорают. К примеру, наш соседний дом расселили еще в 2015 году, а его то и дело поджигают, а мы, получается, караулим, очень боимся! Как на пороховой бочке живем.
Между тем, как говорят жители Палласовской, платить за коммуналку им приходится порой столько, что они ощущают себя совсем не жителями трущоб, а хором. И это, несмотря на то, что часть услуг они вынужденно оказывают себе сами.
— Конечно, мы внутри своих квартир стараемся сделать уют. Все-таки сами здесь живем. А в некоторых квартирах уже зияют дыры между этажами, постоянно крыша худится. Есть отопление и вода. Но, например, за отопление платим космические суммы! Я лично отдаю 4300. Да, это «трешка», но для такого дома — дорого! На что нам объясняют, мол, теплоотдача большая. Еще и улицу топим, получается!
Также проблема с канализацией — трубы старые, постоянно забивает. Жители говорят, что с трудом и уговорами к ним приезжают коммунальщики, чистят, но уже скоро трубы вновь засорены.
— Диспетчеры и слесаря признаются, что устали от нас. Как-то так и сказали: «Мы не хотим в ваши дома ездить». А еще мы платим за содержание общего имущества, но только платим. Делаем всё сами! Все работы в подъезде — будь то мытье полов или замена лампочки — делаем своими руками, силами и средствами. Как-то электриков вызывали, так они вообще приехали и отказались делать проводку. Пришлось к вышестоящему начальству обращаться.
Недавнюю новость мэрии Волгограда о переселении домов на улице Палласовской ее жители называют не иначе как издевательством. Они говорят, что «песне» о переселении — уже не один год.
— Наши дома построены в 1952 году, капитального ремонта никогда не видели, а признаны аварийными в 2014 году. И нам, например, только совсем недавно сказали принести определенный пакет документов. Сказали: «Ждите!» Вроде как в 2023 году обещают переселить. Но это старая песня, такое мы часто слышим. Знаю, что судились некоторые, но это всего две семьи. И им, насколько я знаю, дали вторичку. Остальные отказались от маневренного жилья, потому что оно ненамного лучше нашего. Платят из собственного кармана за съемное и так же, как и мы, ждут расселения. Нам идти некуда, поэтому доживаем и ждем переселения. А кое-где щели были такие, что ладошка пролазила. Конечно, люди бились-бились за другое жилье, но, не дождавшись переселения, поуезжали из нашего гетто.
В администрации Волгограда в свою очередь про улицу Палласовскую и 25 находящихся там аварийных многоквартирных домов помнят. По крайней мере, так сообщают об этом в пресс-релизах.
— Все они будут расселены в рамках региональной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда» с 2022 по 2024 год. Еще четыре многоквартирных дома на улице Палласовской были полностью расселены и снесены. В настоящее время муниципалитет проводит подготовительные мероприятия, необходимые для предоставления жильцам аварийных домов нового жилья. В соответствии с действующим законодательством, приступать к установке ограждения и дальнейшему сносу зданий муниципалитет вправе только после полного завершения процедуры переселения граждан.
При этом стоит напомнить, что еще в 2020 году жителям некоторых домов на Палласовской обещали переселение, а полностью расселить целую улицу обещали к 2023 году.