Литровая упаковка ассоциируется с молоком настолько же прочно, как, например, 100-граммовая плитка — с шоколадом. Так было всегда, но теперь и это изменилось. Вместо привычных объемов на упаковках знакомых товаров можно встретить совсем другие цифры, причем разной степени наглости. Разбираемся, что такое шринкфляция, каких продуктов она уже коснулась и почему ее нельзя считать недовесом.
«Шринкфляция» — этот термин появился в жизни маркетологов, а затем и обычных покупателей несколько лет назад. Его придумала Филиппа Малгрен, экономист и бывший сотрудник администрации президента США Джорджа Буша. Буквально «шринкфляция» означает, что товар сжимается при сохранении стоимости, а у покупателей создается иллюзия, что цены не растут.
Этой небольшой уловкой производители сохраняют видимость ценовой стабильности: вместо того, чтобы повышать цену товара вслед за его себестоимостью, сокращают объем. Например, раньше за 50 рублей покупатель получал килограмм продукта, а теперь — только 900 граммов.
Чаще всего внешний вид упаковки при этом не меняют. Просто она становится чуть тоньше или получает выпуклое дно. С непрозрачной упаковкой манипулировать еще легче: ее оставляют прежней, но не наполняют до верха. Этот же принцип касается коробок с соком и молоком — заметить изменение с первого взгляда покупателю просто невозможно.
Формально производители ничего не нарушают — строгих требований к весу и объему продуктов нет, сообщать об изменениях публично и громогласно никто не обязан. Компании должны только честно писать обо всех характеристиках товара на упаковке, но покупатели редко это читают. Например, если изучить упаковку шоколада, который еще недавно был по 100 граммов, то сейчас это только 90 или даже 85 граммов. А пачки круп «похудели» до 800–900 граммов.
Товары, выпущенные на принципах шринкфляции, сейчас продаются практически во всех крупных торговых сетях и даже небольших магазинах у дома. Причем в отдельных случаях на ценниках даже нет упоминания о весе товара, чтобы лишний раз не акцентировать на этом внимание покупателей.
Больше всего заметна разница с тем, что было раньше и сейчас, в отношении самых ходовых товаров: например, макароны в пачках теперь весят не 500 граммов, а 450 или 400 граммов, сливочное масло — 180 граммов вместо 200, а кефир и питьевые йогурты имеют объем всего 260 миллилитров.
Поиски целого килограмма или «круглого литра» товара стали больше похожи на квест, в котором создается ощущение, что тебя постоянно пытаются надурить, но ты еще уворачиваешься. Даже сахар-песок теперь весит всего 900 граммов. По килограмму продают только прессованный сахар. То есть получить «честную», как в детстве, упаковку песка сегодня можно только одним способом: взять кило рафинада и как следует пройтись по нему скалкой. Порадоваться можно в этой ситуации только тому, что пачек сахара меньше 900 граммов пока не придумали.
Пока еще можно найти в магазинах 400-граммовую банку сгущенки, но в основном она «похудела» на 20 граммов и наполнилась заменителями молочного жира. Очень активно «измельчало» и мороженое — вместо брикетов и рожков по 100 граммов сегодня можно найти и 95, и 90, и даже 80-граммовые варианты.
Хуже всего обстоят дела с тушенкой и рыбными консервами. Объем продукции производители на них, конечно, указывают, но часто обходят стороной массовую долю мяса и жира, довольствуясь пометкой не менее «сколько-то %». А это очень скользкое измерение, ведь мясо намного дороже жира. И если сокращение объема товара произошло за счет первого, то получается сплошной обвес.
Но настоящую боль могут испытать покупатели при взгляде на алкогольную продукцию. Банки пива уменьшились в объемах уже давно, но теперь начали «худеть» даже типичные 1,5-литровые бутылки — их сократили до объема в 1,33–1,37, а пол-литрушки измеряются в 0,45–0,48 литра. Назвать такую тару пузырем, баклагой и тем более «чебурашкой» даже язык не поворачивается.
Уменьшенные упаковки чаще всего совсем не отличаются от прежних: ни в дизайне, ни даже в размере. Конечно, если в ячейках яиц окажется не десять, а девять, то не заметить это будет очень сложно. На полках магазинов Волгограда такой девяток яиц нам найти пока не удалось, но в России это уже распространенный тренд.
Затронула шринкфляция даже хлебобулочное производство. Батоны, багеты, булочки, буханки и прочие изделия производители стараются максимально «надуть», а внутри — оставить пустоту. Визуально хлеб выглядит как прежде, но если посмотреть на вес продукта, то он редко достигает привычных 800 граммов. А ведь даже в редакции «В1» есть люди, которые помнят кирпичики хлеба по ГОСТу, которые можно было разделить на восемь равных частей по 100 граммов. Но теперь максимум, которым приходится довольствоваться, — 700–750 граммов, да и то еще надо поискать.
Урезали в еде даже братьев наших меньших. Например, пакетики корма для кошек раньше всегда были по 85 граммов, теперь их фасуют уже по 75 граммов и меньше. Притом что 10 граммов для животного — это существенно. Кроме того, производители в целях экономии убирают оттуда всё больше основного продукта и добавляют технический бульон, который называется ароматным желе. Себестоимость этой жидкости знают только производители, но она явно дешевле мяса, за которое платит потребитель.
Сейчас шринкфляция существует не только в продуктовой сфере: ее можно встретить практически в любом производстве, даже на автозаводах. И многие к ней уже начали привыкать, если бы цены не продолжали расти. По факту получается, что потребители вынуждены брать товары не только дороже, чем прежде, но и в урезанных объемах или худшего качества. В итоге шринкфляция может привести не к сокращению, а к росту расходов потребителя, который будет неосознанно стремиться к восполнению своей привычной нормы дополнительной упаковкой товара.
Ранее мы уже писали о том, как подорожали продукты в магазинах Волгограда накануне новогодних праздников и во сколько обойдутся волгоградцам оливье, селедка под шубой и утка на праздничном столе. Рассказывали, каких еще статей расходов затронет подорожание в 2023 году и можно ли заранее подготовиться к новым ценам.
А также разбирались, что скрывает красная икра по низкой цене, и проводили эксперимент, который может повторить каждый волгоградец.