По данным Росстата, за 2022 год из Волгограда и области уехало 55 789 человек. Причины, из-за которых волгоградцы покидают родной город, совершенно разные — от резко континентального климата до низких зарплат и проблем с работой. Студенты к тому же пытаются получить образование в столичных вузах. Однако при этом многие иностранные студенты выбирают для поступления именно Волгоград, несмотря на то, что тот же ВолГУ, по данным Webometrics Ranking of World Universities, занимает пятидесятое место среди российских вузов и 2870 — в мире. О том, почему молодые люди из разных частей света приезжают учиться в Волгоград, рассказали сами студенты-иностранцы, получающие образование в Волгоградском государственном университете.
«В Иордании теплее, и она гораздо меньше»
В 19 лет Рания Абдалла поступила из Иордании в Волгоградский государственный университет на специальность «социальная работа». Девушка наполовину русская, поэтому по крайней мере с языком у нее проблем не возникло.
— Мои родители познакомились в Петербурге: папа приехал из Иордании учиться на стоматолога и уже там встретил мою маму, она русская. Иордания — это маленькая арабская страна рядом с Израилем и Сирией. Там очень жарко, даже жарче, чем в Волгограде. В мае, например, уже под 30 градусов. Я проучилась 12 классов (столько длится школьное образование в Иордании) и после сдачи экзаменов решила, что хочу учиться в России, — рассказывает Рания. — В Иордании хорошее образование, но студенческая жизнь и какой-либо актив отсутствуют. К тому же я с детства свободно говорила на русском — спасибо маме. Вообще у нас дома все говорили на русском, смотрели русские мультики, семьей каждое лето ездили к маме на родину в Санкт-Петербург. Эти факторы подтолкнули меня к решению поступать именно в эту страну. Родители меня поддержали.
Рании пришлось выдержать строгий конкурс — квота на обучение в Россию выделялась всего для 40 граждан Иордании. Но девушке повезло — она оказалась в числе этих 40 счастливчиков.
— В ВолГУ я оказалась именно из-за квоты, — вспоминает девушка. — Он стоял первым в списке с наибольшими шансами на поступление. Сначала я расстроилась, что не Москва или Питер, про город знала только то, что там была Сталинградская битва. Сейчас я уже освоилась на новом месте и полюбила Волгоград. Поначалу, когда я только приехала в Россию, мне было очень сложно начать общаться со сверстниками. Но в итоге друзей я всё же нашла. И советовала бы иностранцам быть более активными, общаться с русскими, не бояться их.
Город длинный, теплый и зеленый
Самое любимое место для иорданки — Центральный парк культуры и отдыха. Девушка уверяет — там красиво, можно посидеть, устроить фотосессию.
— Еще мне очень нравится Центральная набережная, — улыбается девушка. — А еще я думала, что в России очень холодно. Но оказалось наоборот. Летом ко мне хотят приехать родители. Покажу им Мамаев курган, музей-панораму «Сталинградская битва» и центр города. Прогулки в Иордании — явление довольно нетипичное, в городах в принципе нет понятия «центр», гулять на улицах не принято. У всех есть машины, все просто куда-то собираются, едут в какое-то кафе, посидеть, покушать, пообщаться.
А еще Рания обратила внимание на особенности Волгограда, которые почему-то не замечают коренные жители. А вот иностранцам они очень хорошо заметны. Например, обилие зелени, линейное расположение вдоль Волги и большие расстояния.
— Чтобы куда-то доехать в Волгограде, нужно закладывать час, — смеется Рания. — У нас в Иордании путь, отнимающий 30 минут, уже считается очень долгим. Волгоград — очень красивый город, но будем откровенны — далеко не за всеми районами следят так же, как за центром. Например, Тракторозаводский район очень просит внимания. А еще, мне кажется, что в городе не хватает высотных домов. Все здание какие-то низкие. Но несмотря на эти минусы, Волгоград мне очень нравится, и городам Иордании есть что взять в пример. Например, строить больше пространства для прогулок. Ведь погулять у меня дома вообще негде.
«В России ничуть не хуже, чем в других странах»
— Люди в России сами по себе, — подмечает Рания различия между русскими и иностранцами. — Иорданцы куда более дружелюбные, на улицах всегда улыбаются, здороваются. Но оказалось, что хмурые русские — это стереотип. Такой же, как злоупотребление алкоголем. Хотя на самом деле, пьющих людей в России, как мне кажется, не так много. У русских особое чувство юмора, но что не нравится больше всего — это то, что они постоянно жалуются на то, как плохо живется в России и как хорошо где-то там. Меня это просто бесит. Во многих странах нет той же бесплатной медицины и образования. Да, тут вопрос в качестве, но в Иордании даже за это приходится платить.
А вот особенность иорданцев, по мнению девушки, — излишнее любопытство. Им всегда всё интересно, даже если вопрос не касается конкретного человека.
— Мне кажется, что русским не помешало бы перенять это качество у иорданцев, — размышляет девушка. — Я часто сталкиваюсь с грубостью, особенно в поликлиниках или других подобных местах. Люди в России вообще не церемонятся с выражениями. Я, приезжая, поначалу не понимала, как всё устроено, как получить те или иные документы, но всем на это всё равно. Практически везде я сталкивалась с ужасной грубостью.
«Все-таки хочу уехать»
После получения диплома Рания не планирует оставаться в Волгограде. Она хочет вернуться домой, поработать в Иордании. А затем уже решить — ехать обратно в Россию, в Москву или Санкт-Петербург, или же пробовать свои силы в покорении Европы.
— Волгоград — прекрасный город с интересной историей. Но для жизни я его не рассматриваю. Низкие зарплаты и расти особо некуда, — с грустью говорит девушка.
«Я изначально хотел в Волгоград»
23-летний Марк Альварес из небольшого городка близ Барселоны учится на историческом факультете. У мужчины уже есть одно высшее образование, он программист. Но в какой-то момент он решил, что еще одно образование будет не лишним. Вот уже два года он учится и живет в Волгограде, причем город выбирал целенаправленно.
— У меня многие спрашивают, почему не Москва или Санкт-Петербург, — говорит Марк Альварес. — Всё просто. Туда едет большая часть студентов. Мне же хотелось чего-то более интересного. Поэтому выбрал Волгоград. Я знал об истории этого города, понимал, что это за место, смотрел фильмы о нем и изначально рассчитывал поступить сюда.
Знакомые Марка были уверены, что молодой человек ненадолго задержится в России. По его словам, в Испании живут стереотипами о советском прошлом России, о том, что русские без ума от водки, что здесь холодно, люди злые, а уровень жизни ниже, чем в Европе.
«Если тебе улыбаются — то это искренне!»
— Если насчет погоды я сильно заблуждался, то предрассудки о менталитете оправдались, — объясняет Марк. — Понимаете, люди в Испании всегда улыбаются друг другу, но искренности в этой улыбке мало. В России все куда более хмурые, но зато люди здесь показывают только искренние эмоции. Если в Испании на тебя повышают голос или ругаются — это очень плохой знак. В России это в порядке вещей. А еще я не могу адаптироваться к ценам, до сих пор не могу понять, что дорого, что нет. Непривычны рассветы в 4 утра. У нас в Испании светает намного позже. В общем же Волгоград дарит только положительные эмоции. Он интересен не только своими достопримечательностями, но и построением. Город очень разный, улицы отличаются друг от друга своим расположением и формами. Я вообще удивлен тому, что многие восхищаются коробчатой урбанистикой Барселоны. Как по мне, это плохой пример построения города. Все улицы одинаковые и никак не удивляют.
Марк очень скучает по родителям, но в связи с санкциями и закрытием неба для европейских авиакомпаний им очень сложно прилететь в Россию.
— Я бы хотел показать своим родителям Волгоград, — мечтает Марк. — Сводил бы на Мамаев курган, на набережную, в библиотеку имени Горького, к огромному Ленину в Красноармейский район. Я очень надеюсь, что после окончания учебы я останусь и буду работать историком в Волгограде. Но тут — как получится. Хотелось бы посмотреть и другие города, мечтаю увидеть Сибирь. А напоследок хочу дать важный совет приезжим. Не кричите на улице! Говорите тише на своем родном языке. Я очень часто встречаю нерусских людей, которые орут на улицах и раздражают всех вокруг. В Испании принято громко разговаривать, но в России такое очень не любят.
«Кто сказал, что в Африке жарко? В Волгограде гораздо теплее!»
Мбонго Нкоуа Дауд Флордивон приехал в Волгоград из Республики Конго, самого центра Африки. Он изучает программную инженерию в ВолГУ.
— Республика Конго — это центр всей Африки, — рассказывает мужчина, которого в Волгограде зовут просто — Дауд. — Многие думают, что у нас очень жарко, но всё, на самом деле, зависит от сезона. Летом, например, у нас всего +25.
В России Дауд получает второе высшее образование. Первое он получил в Конго по специальности «информатика». Даже успел поработать в местных IT-компаниях.
— На родине найти работу очень сложно, — объясняет мужчина. — В Конго вообще много сложностей. В разных местах говорят на разных языках. В России в этом плане намного проще. Проблемы можно перечислять очень долго — диктатор у власти уже 32 года, режим правления очень жесткий… Поэтому я и решил после окончания университета отправиться снова учиться, но уже за границу.
«Россия — друг!»
К 23 годам Дауд выучил уже несколько языков. Помимо своего родного он также владеет французским, английским и русским.
— Русский я знаю не так хорошо, как хотелось бы. Это очень сложный язык. Я хорошо владею французским. Изначально я планировал вообще уехать во Францию, но мама сказала, что я там учиться нормально не буду, — улыбается Дауд. — Дело в том, что во Франции у меня много друзей и я просто «забил» бы на учебу. Поэтому мама сказала, что нужно в Россию, сказала — в России сложно и четко. И что образование здесь хорошее, Европа все-таки.
На уроках истории Дауду объясняли, что в России одни шпионы и военные. Историю страны рассматривают в контексте холодной войны, но при этом к России относятся хорошо. Враг для Конго один — Америка. Годы рабства и государства-колонии забыть очень тяжело.
«Санкт-Петербург — это где-то во Франции?»
— Когда я понял, что поеду в Россию, мне стало страшно, — вспоминает Дауд. — Я боялся, что столкнусь в России с расизмом. Опасения, к сожалению, оправдались. Кто-то на улице может крикнуть что-то обидное, назвать обезьяной. Но как ни странно, в основном оскорблениями осыпают не русские люди. Хотя иногда бывало, что и пожилые люди говорили мне всякие оскорбления. Я стараюсь на это не реагировать. Это, наверное, одна из самых больших проблем в России. Ну, может быть, кроме бюрократии, пожалуй.
Дауд приехал в Россию в начале 2022 года. Изначально хотел поступать в Санкт-Петербург, думал, что это где-то во Франции, и был очень удивлен, узнав, что город носит статус Северной столицы России.
— После Санкт-Петербурга я попробовал поступить в Орел, но и здесь не срослось, — вспоминает Дауд. — В итоге друг сказал, что есть свободное место в Волгограде. Сюда и отправился. Правда, о городе не знал совершенно ничего. Разве что когда-то о Сталинградской битве что-то слышал.
«Баня — гуд, самогон — бэд»
С русским языком у Дауда до сих пор сложности. Мужчина признается, есть еще много слов, которых он просто не знает.
— К счастью, у меня есть друзья, они мне помогают, — говорит Дауд. — Я вообще очень популярный в Волгограде мужчина. С друзьями мы часто гуляем по центру города, они познакомили меня с русской баней и самогоном. Но я не пью, спорт не дает. Я занимаюсь баскетболом и надеюсь попасть в сборную университета.
На жизнь мужчина зарабатывает, работая кассиром в ресторане быстрого питания. Свободное время он любит проводить с друзьями.
— Мне нравятся многие рестораны в центре, с друзьями можем погулять на набережной или в других районах города, — объясняет Дауд. — Есть, конечно, интересные памятники, Мамаев курган безумно красив. Но Волгоград слишком мал для меня, мне нравится Москва, и я пока не решил, останусь ли в Волгограде после окончания учебы.