Сделки о слияниях и поглощениях бизнеса совершаются часто — более крупный бизнес выкупает тот, что поменьше, федеральные компании приобретают региональные. В каждой такой сделке помимо производственных и финансовых активов всегда участвуют обычные люди — сотрудники компаний. Среди них растёт тревожность, растерянность, непонимание, что ждёт в дальнейшем.
Однако на деле всё может быть не так страшно, как кажется. Наоборот, любые изменения в первую очередь открывают возможности. HR-специалисты торговой сети «Пятёрочка» поделились своим опытом работы с командой в подобных ситуациях. Они собрали и разрушили 5 мифов, основанных на страхах сотрудников компаний, которые перейдут к новому собственнику.
Миф 1: «Нас всех уволят»
Принято считать, что как только у компании появляется новый руководящий состав или владелец, от действующего штата сотрудников избавятся, а взамен наймут новый. Бизнес в первую очередь заинтересован сохранить команду — людей, которые хорошо знают своё дело и честно работают. Ведь компания стала больше, значит, и персонала на местах должно быть больше. Поэтому начинается активная деятельность по удержанию сотрудников, а не их увольнению.
Некоторые люди, поддавшись необоснованной панике, принимают решение покинуть компанию самостоятельно. Изменения, происходящие в этот момент, могут принести гораздо больше выгоды — например, новую должность, более комфортные условия работы или прозрачную перспективу карьерного роста, большую свободу в принятии решений и многое другое.
Миф 2: «О нас перестанут заботиться»
Если новым владельцем бизнеса становится крупный бренд, отличающийся масштабом и надёжностью, то к управлению персоналом на всех уровнях будет применяться единый подход, утверждённый в компании. Это исключает невнимательное отношение к людям, несоблюдение стандартов труда или нарушение данных обещаний, например, по оплате труда. То есть абсолютно все сотрудники во всех регионах получают одинаковые условия и «плюшки». Забота может стать даже ещё сильнее, чем была раньше — появятся дополнительные приятные бонусы в виде корпоративных скидок, ДМС или наград за профессиональные достижения.
Миф 3: «Никто не будет заниматься нашей адаптацией»
HR-специалисты нового собственника прекрасно понимают, что переход в другую организационную структуру — это сложный и небыстрый процесс, который вызывает стресс у сотрудников. Поэтому адаптация обязательна. Для персонала проводят welcome-тренинги, дают социальных наставников, открыто отвечают на все возникающие вопросы, помогают при возникновении сложностей, проводят экскурсии по офисам и предприятиям компании, знакомят с ценностями. Весь этот комплекс мероприятий помогает людям безболезненно перестроиться в новую корпоративную культуру.
Миф 4: «Теперь будет тяжелее работать»
Незнакомые инструменты и способы работы могут пугать. Они всегда кажутся труднее, чем привычные задачи. Однако стоит только с ними познакомиться поближе, как страх уходит. Все новые сотрудники всегда проходят обучение, в ходе которого подробно рассказывается об операционных процессах, используемых технологиях, регламентах. Чтобы закрепить полученные знания, могут проводиться стажировки, где их используют на практике. Если что-то остаётся непонятным — наставник с готовностью объяснит ещё раз.
Бояться новых технологий тоже не стоит. Они не усложняют, а наоборот, помогают облегчить ежедневный труд, автоматизировать рутинные процессы. Управлять этим функционалом может каждый, пройдя курс обучения.
Миф 5: «У нас меньше возможностей, чем у сотрудников нового собственника»
При слиянии двух бизнесов персонал поглощённой компании становится частью одной большой семьи, где у всех имеются абсолютно равные права и возможности — на достойную оплату труда, защиту и поддержку, развитие, карьерный рост. Не существует разделения на «наших» и «не наших» сотрудников, нет особых привилегий для какой-то из групп. Если человек готов развиваться вместе с командой профессионалов и стремится к достижению поставленных целей, то он может открыть для себя гораздо больше перспектив, чем было раньше.
Страх перед неизвестностью и переменами — это нормально. Но в такие моменты нельзя впадать в панику или постоянно ждать негативного исхода событий. Хороший работодатель, приобретая другие компании, будет заботиться о новых сотрудниках, обучать, своевременно оповещать их обо всех изменениях и строить открытый диалог с подчинёнными, давая честные ответы на все вопросы.