
Круиз закончился из-за поломки судна, спущенного на воду всего год назад
Волгоградка Наталья Литвинова осталась единственным туристом на борту лайнера Swan Hellenic Diana, возвращающемся в аргентинский порт Ушуайя на одном работающем двигателе. Женщина уверяет — она копила на круиз восемь лет и намерена добиваться посещения ледового континента. Пока же компания обещает ей компенсировать лишь часть средств, потраченных на круиз. В итоге Наталья объявила голодовку.
В Антарктику зайти не сможет
— Круизный лайнер Swan Hellenic Diana вышел в море из Кейптауна 13 ноября. По плану корабль должен был дойти до Антарктиды и 3 декабря закончить свое плавание в аргентинской Ушуайе, — сообщал телеграм-канал Baza. — Однако через несколько дней пути капитан сообщил о поломке одного из двигателей. Судно замедлилось, но продолжило движение, несмотря на неисправность. Из обещанных 15 высадок пассажиры успели выйти на сушу лишь три раза (да и то, отдыхающим предложили лишь короткие экскурсии). Кроме этого, капитан объявил, что судно не сможет зайти в Антарктику и направляется прямиком в Аргентину.
Наталья сейчас единственный турист, которая объявила сухую голодовку и добивается ваучера на тур в Антарктиду и компенсации расходов на перелеты из России до Ушуайи и обратно.
— Тур в Антарктиду фактически превратился в перегон судна из Кейптауна в Ушуайю, — рассказала Наталья. — Через несколько дней после того, как началось путешествие, капитан объявил, что у нас вышел из строя один из винтов и мы идем в Ушуайю. Турфирма предложила нам либо вернуть половину потраченных на этот круиз денег, либо сделать 65% возмещения на покупку будущего круиза. При условии, что мы посетили всего три точки из 15. Причем две последних нам показали буквально за один день.
В рекламных буклетах компании судно описывают как плавучий бутик-отель:
— SH Diana является третьим и самым большим в серии из трех креативно задуманных и спроектированных экспедиционных судов повышенного полярного класса нового поколения, — говорится на сайте судна. — Во флоте Swan Hellenic SH Diana является самым габаритным экспедиционным судном, в то время как ледоупроченный корпус PC6 позволяет судну осуществлять экспедиции по самым труднодоступным и впечатляющим регионам мира. SH Diana предлагает своим гостям 5-звездочное размещение в окружении элегантных и изысканных интерьеров. Экспедиционный круиз на борту SH Diana — это лучший выбор для тех, кто хочет исследовать отдаленные уголки нашей планеты без отказа от привычного уровня комфорта и сервиса. При этом офисов в России у компании нет. Ее представительства работают на Кипре, в континентальной Европе, Америке, Дубае, Австралии и Гонконге.
Как разрушить мечту?
Наталья уверяет — стоимость туров, которые компания предлагает в качестве компенсации, начинается от 10 тысяч долларов. Таких денег у нее просто нет. Всего на борту судна находится порядка 25 российских туристов. Кроме волгоградки, туры в Антарктиду купили жители Екатеринбурга, Москвы и Крыма. Всего на борту чуть больше 170 человек из различных стран мира. Очень много пенсионеров, есть даже инвалиды-колясочники.
— Вот так в одночасье рушатся все мечты, а планы летят куда-то в пропасть, — рассказывает женщина. — Этот тур мне обошелся в 6200 долларов, билеты на самолеты из России и обратно — еще 2400 долларов. Об этой поездке я мечтала восемь лет, долго копила на нее… И вместо Антарктиды получила фактически прогулку по Атлантическому океану и непонятные перспективы компенсаций.
При этом Наталья не является владельцем заводов, газет и пароходов. В соцсетях о себе она написала весьма просто: «Живу как хочу и тебе можно. Организую мероприятия и туры, которые ты не забудешь. Путешествую — пока 33 страны». В разделе «Место работы» у нее указаны три организации — компания «Agent SMM», где женщина указана владельцем, автор туров в компании Volga Terra и креатор, идеолог и организатор творческих проектов в центре творческих инициатив и коммуникаций «ТВОРИ». Ранее Наталья Литвинова занималась также продвижением и популяризацией экстремального волгоградского ультрамарафона в полупустыне Elton Ultra.
Как рассказывает Наталья, голодовка началась в понедельник, но сейчас акцию протеста на судне проводит только она одна:
— Я нахожусь возле ресепшен, с понедельника не ем и не пью, отлучаюсь только в туалет, — рассказывает женщина. — Остальные по различного рода причинам голодовку прекратили. Мы понимаем, что единственным возможным способом привлечь к себе внимание и решить вопросы компенсации от фирмы является привлечение СМИ. Первыми про нас написала английская The Times, потому что на борту находятся граждане Великобритании. Среди пассажиров есть и китайцы, и австралийцы. Некоторым всё равно, что происходит. Некоторые настроены достаточно решительно. Я требую от фирмы ваучер на тур в Антарктиду и компенсацию перелета. Причем прекрасно понимаю — как только сойдем на берег, то шансы добиться хоть чего-то практически сразу сойдут на нет.

В путешествии удалось увидеть лишь айсберги
Судиться с фирмой-организатором круиза Наталья также скорее всего не будет в силу бесперспективности — компания зарегистрирована на Кипре. Прибытие сломанного лайнера в Ушуайю ожидается в воскресенье, 1 декабря, в 17:00 местного времени.
Стоит напомнить, что в 2020 году в объектив камеры тревел-блогера попал беглый экс-депутат Госдумы от Волгоградской области Олег Михеев. Он садился на пришвартованный в аргентинском порту лайнер Sea Spirit, отправлявшийся в путешествие по Антарктиде. Вернулся ли из этого круиза господин Михеев или нет — неизвестно. Пятью годами ранее, в январе 2015 года, депутат Госдумы Олег Савченко вместе с коллегой Александром Сидякиным отправились покорять горы Антарктиды и на некоторое время пропали. Напомним, по сообщениям федеральных СМИ и аналогичным предложениям туроператоров, поездка обошлась депутатам примерно по 43 тысячи долларов на каждого, что составляет на сегодня более трех миллионов 585 тысяч рублей.
Впрочем, путешествие Савченко и Сидякина закончилось благополучно, они оба успешно вернулись на родину.
«Все ответы можно найти в контракте»
Руководитель туристической компании «Вотпуск» Ольга Сигачева предполагает, что шансы добиться полной компенсации стоимости тура у волгоградки невелики.
— Если тур покупался через российского оператора, то ей бы всё вернули, поскольку при срыве поездки по вине туркомпании российское законодательство требует либо полного возврата средств, либо предоставления аналогичного тура, — уверяет госпожа Сигачева. — В этом же случае нужно либо соглашаться на то, что предлагает туроператор, либо попытаться судиться, учитывая тот факт, что судиться придется, скорее всего, по месту нахождения фирмы, и не факт, что дело будет выиграно. Человек, конечно, может подать в суд и в России, и скорее всего, его даже выиграет, вот только добиться какой-то компенсации будет практически невозможно, поскольку все эти кипрские компании чихать хотели на решения российских судов.

Экспедиционное судно могло пройти сквозь льды Антарктиды, но до них не дошло
Руководитель юридической фирмы «Спартак» Роман Гребенников предполагает, что ответы на многие вопросы о возмещении стоимости тура можно найти в контракте:
— Женщина оказалась на корабле, значит, часть услуг всё же была оказана, — размышляет юрист. — В этом случае нужно внимательно читать договор, в том числе изучить, какова подсудность и праворегулирование этого документа. Если это исключительно западная компания и подсудность иностранная, то очевидно, что российский закон «О защите прав потребителей» здесь неприменим, и ее претензии нужно рассматривать с позиции того права, коим руководствуется сам туроператор. С учетом того, что компания зарегистрирована на Кипре, система права будет, скорее всего, англо-саксонской. Поэтому нужно внимательно смотреть на сам договор, подсудность и возможные форс-мажоры, которые туроператоры были обязаны прописать. И если поломка корабля считается форс-мажором, после которого не наступает последствий, связанных с полной стоимостью компенсации тура, то нужно отнестись к этому внимательнее. Если форс-мажор в качестве поломки не предусмотрен и компенсации за это не предусмотрено, то у человека появляется право обращаться в суд в рамках контракта по подсудности и судиться. Российский закон «О защите прав потребителей» здесь может быть неприменим. Поэтому прежде, чем подписывать подобного рода договоры, нужно уговаривать, чтобы российское право распространяло свое действие на такие виды документов. А вообще, англо-саксонское право — прецедентное, и нужно внимательно прочитать сам контракт. Думается, там можно найти ответы на многие вопросы.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!