Город «Он почти успел осуществить свой титанический труд»: в Волгограде простились с одним из старейших коллекционеров

«Он почти успел осуществить свой титанический труд»: в Волгограде простились с одним из старейших коллекционеров

Ветеран «Баррикад», краевед и писатель Анатолий Рябец умер на 87-м году жизни

Анатолий Рябец показывает один из своих альманахов по открыткам Царицына

Источник:

Сегодня, 3 декабря, в Волгограде простились с известным краеведом и коллекционером Анатолием Рябецом, ушедшим на 87-м году жизни. Немало ярких фактов, интересных случаев было в жизни Анатолия Федоровича. Имя его внесено в число соавторов энциклопедии «Сталинградская битва». Он также является автором и других замечательных книг. За одну из них, книгу под названием «Живут мгновения», Рябец был удостоен областной государственной премии. Своими воспоминаниями о нем поделился журналист Александр Литвинов, который многие годы общался с коллекционером.

Всё началось с дороги вдоль Транссиба

Анатолий Рябец (слева) с отцом

Источник:

Коллекционированием Анатолий Рябец увлекся, еще когда учился в четвертом классе. Семья его жила в то время под Иркутском, на станции Батарейной. Толя любил ходить в соседнее село вместе с друзьями. Дорога к нему проходила рядом с Транссибирской железнодорожной магистралью, поезда по ней шли чуть ли не один за другим. А из их окон пассажиры часто выбрасывали спичечные коробки. Вот и начал Толя их собирать. Собирал по темам. Сначала — с видами городов-героев, потом — с портретами Героев Советского Союза. Так у него появилась первая коллекция — спичечных этикеток.

— В 1954 году мы переехали в Сталинград. Я стал собирать здесь всё, связанное с этим городом: и марки, и конверты, и открытки, и монеты — рассказывал Анатолий Рябец. — Когда подрос, в 1960 году познакомился с известным в то время сталинградским коллекционером Павлом Гайворонским. Он собирал в основном награды царского времени. Были у него и сталинградские медали, он мне их отдал. С них началась моя коллекция медалей. В книге «Живут мгновения», написанной мной, собраны фотографии 219 настольных медалей, посвященных нашему городу, а также информация о каждой из них.

Помимо крупнейшей и наиболее полной коллекции памятных медалей Волгограда, Анатолий Рябец создал еще целый ряд обширных коллекций: конвертов и царицынских открыток, марок и спичечных этикеток…

Козырная карта Рябеца

Коллекционер показывает редкую карту с трамвайными маршрутами

Источник:

Есть в числе собранных Анатолием Рябецем вещей были и уникальные экспонаты.

— В заводском конструкторском бюро я работал вместе с одним интересным коллегой, Геннадием Дрямовым, — рассказывал Анатолий Федорович. — Дед его когда-то был вагоновожатым на царицынском трамвае. Узнал Геннадий, что я занимаюсь краеведением, и сообщил, что в подвале его дома лежит карта города Царицына, принадлежавшая еще его деду. Я и пошел к нему в подвал. Оказалось, карта в самом деле уникальная! Издана она была в 1914 году. На ней обозначен маршрут первого царицынского трамвая с указанием каждой его остановки. Такие карты были у вагоновожатых всех царицынских трамваев, чтобы они могли рассказать пассажирам, где и что в Царицыне находится. А с обратной стороны карты было написано множество полезной информации — от рассказов о расположении каких-либо царицынских достопримечательностей и вплоть до советов, как бороться с тараканами.

Базаров, Гонор и другие

Отслужив в начале шестидесятых в ракетных войсках, Анатолий Рябец окончил затем механический институт. Став дипломированным специалистом, начал работать в конструкторском бюро, которое в то время возглавлял лауреат Государственной и Ленинской премии, будущий Герой Социалистического Труда Георгий Сергеев. Прошел там все ступени по служебной лестнице, от инженера третьей категории до заместителя начальника КБ. Участвовал в создании таких ракетных комплексов, как «Точка» и «Ока». А выйдя на пенсию, став ветераном, он полностью сосредоточился на коллекционировании, на писательской и издательской работе. И занимался ею вплоть до окончания жизни, невзирая на проблемы со здоровьем.

За свою жизнь написал и издал на собственные средства Анатолий Рябец еще и пять книг. А в соавторстве с другими людьми — около двадцати. В числе этих книг есть, к примеру, книга о Льве Гоноре, бывшем директоре завода «Баррикады» военного времени.

Но самая любимая у Рябеца среди написанных и изданных им книг называется «Друзья Базарова».

— Иван Базаров, — рассказывал Анатолий Федорович, — был сталинградцем, рабочим парнем. Двадцать семь лет ему было, когда он получил звезду Героя Советского Союза. Будучи летчиком, он сбил шестнадцать вражеских самолетов. Он воевал в Крыму, на Кубани, на Кавказе и погиб на Украине в сорок третьем, через две недели после награждения. У него очень много было друзей, в книге есть их фотографии. Тринадцать лет назад, в 2011 году, в Волгограде именем Ивана Базарова была названа улица, расположенная неподалеку от Мамаева кургана.

«Велико незнание России»

Альманахи Анатолий Рябец издавал за свой счет мизерными тиражами

Источник:

Коллекция открыток с видами Царицына были особой гордостью для Анатолия Федоровича. В прежние времена у волгоградских коллекционеров была площадка для встреч возле Дворца культуры профсоюзов. Их там собиралось множество, до ста пятидесяти человек. Там они обменивались друг с другом своими редкими находками, была и продажа. Одна царицынская открытка стоила тогда рубль — в то время серьезные деньги.

Старым царицынским открыткам, собранным в его коллекции, Анатолий Рябец посвятил целую серию альманахов, изданных им на собственные сбережения.

Тематика их самая различная. Один из них, к примеру, посвящен открыткам, которые выпускало Морское министерство дореволюционной России. На обороте их были написаны гоголевские слова: «Велико незнание России среди самой России», а также высказывание «Пусть каждый спросит себя — знает ли он свою губернию, свой уезд, свой город».

— Императрица Екатерина Вторая, — пояснял Анатолий Федорович, — требовала от своих детей и внуков, чтобы они изучали Россию, ее глубинную историю. Она хотела, чтобы будущие русские цари хорошо знали всё это. Это отобразилось и в открытках дореволюционного времени.

В собрании Анатолия Рябеца имеется и альманах, в котором сопоставляются виды одних и тех же мест в дореволюционном Царицыне и в довоенном Сталинграде.

— Сравнение эпох. Какой разительный контраст! — говорил об этом альманахе Анатолий Рябец. — Видно, как городская набережная преобразилась, изменялись городские площади!

29 ноября Анатолия Федоровича не стало. О трудах коллекционера и историка вспомнил и волгоградский краевед Роман Шкода, который только в конце сентября общался с ним по телефону.

— Очень интересный и знающий собеседник. В последние несколько лет жизни он задумал и почти успел осуществить титанический труд — издать альманах «Открыточный Царицын», в котором успел издать 16 из 18 задуманных им выпусков. К сожалению, издавать приходилось за свой счет мизерными тиражами по 20–40 экземпляров. Но в этих выпусках охвачен практически весь объем открыток дореволюционного Царицына, не успел он издать лишь книжку про любимого им Баланина и братьев Лошкарёвых, — рассказывает краевед. — Собирался на днях позвонить ему, спросить его мнение по неподписанным открыткам, оформленным так же, как открытки Шешминцева… Теперь уже не спрошу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«И где же ваши обещания?»: экс-депутат Госдумы раскритиковал чиновников Волгограда за срыв отопительного сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления