јлексей ¬асин, директор ‘√”  «√осударственный историко-мемориальный музей-заповедник «—талинградска€ битва»: «Ќаш музей похож на большое и очень больное животное»

≈сть ли шанс вернуть былой блеск и величие музею-заповеднику «—талинградска€ битва»? –ухнут ли руины мельницы, или они еще переживут не одно лазерное шоу? «ачем «ѕам€ть» музею-заповеднику «—талинградска€ битва»? ќстанутс€ ли экспозиции панорамы пам€тником музейных традиций советского прошлого? „то может сделать директор музе€ за год работы там, где дес€тилети€ми не было денег? Ќа эти и другие вопросы V1.ru ответил директор ‘√”  «√осударственный историко-мемориальный музей-заповедник «—талинградска€ битва» јлексей ¬асин.

– јлексей ¬икторович, вы немногим больше года руководите музеем-заповедником «—талинградска€ битва». — чем пришлось столкнутьс€, когда пришли.  акие основные проблемы и трудности возникли?

– ≈сли рассматривать все сегменты де€тельности учреждени€, то везде было непросто. Ќе было ни одного направлени€, где можно сказать: «ќ! «десь все хорошо!» —амое сильное звено, которое не требует вторжени€ или административного участи€ – это наши фонды – замечательное, глубоко профессиональное подразделение.  оллектив с хорошим психологическим климатом, хребетное подразделение музе€, на котором держитс€ все учреждение. ¬о всем остальном требовались корректировки. Ёто и финансова€ дисциплина, и кадрова€ дисциплина. —ерьезной реабилитации требует научна€ де€тельность музе€. Ќадо признать, что мы и научное учреждение, а у нас уже многие годы никто не защищалс€, нет серьезных монографий. »звестность есть, а науки нет. —ейчас мы этим очень озабочены.

– ѕосто€нно наблюда€ музей-панораму, мы видим одно и то же: потеки, гр€зь, уже не военные руины. —кладываетс€ ощущение, что ваш пост совпал с началом эпохи обветшани€ и разрушени€ всего, что построено много лет назад. ќбрушение облицовки на площадке под технику тому свидетель.

– ѕро самочувствие музе€, не надо даже рассказывать. ¬се видно и так.  огда обходишь его, ощущение, что это большое и очень больное животное, требующее серьезного лечени€.   сожалению, невозможно сделать за год-два, чтобы был город-сад и забили фонтаны там, где 30 лет никто не вкладывалс€. Ёто т€жела€ повседневна€ работа.  роме того, у нас еще масса вс€ких ограничителей в виде законодательства. Ќо это та дорога, которую все равно придетс€ проходить.

Ћюбую болезнь легче упредить, чем лечить потом. —овсем трудно ее лечить, когда маленька€ царапина превратилась не просто в нарыв, а в сепсис. ”вы, это иллюстраци€ сегодн€шнего состо€ни€ нашего учреждени€. Ќо ничего необратимого нет. “олько средства потребуютс€ совсем другие. ѕричина не только в том, что несколько лет не вкладывались средства. ƒопущена масса проектных ошибок во врем€ ремонта. ƒа и сама истори€ строительства музе€ достаточно сложна€, конфликтна€ и очень соответствует временам, когда срок окончани€ стройки подгон€ли любой ценой к съезду партии. ¬ строительстве принимали участие несколько строительных организаций, тресты, стройбаты, студенческие отр€ды... ѕон€тно, что при такой сборной сол€нке сложно ожидать качества, да и спросить потом не с кого. ѕомимо этого есть и конструкторские, и проектные ошибки. ярка€ иллюстраци€ тому – обрушение наших стен со стороны улицы —оветской. Ёто перва€ резонансна€ аварийна€ ситуаци€, котора€ коснулась музе€. “ак, вы€снилось, что у обрушившейс€ стены, как оказалось, просто нет фундамента. я слышал про потемкинские деревни, но с потемкинским музеем € столкнулс€ впервые.   сожалению, мы не знаем, где еще есть такие проблемные места. ѕоэтому мы во многом рассчитываем на госкомиссию, котора€ должна приехать 14 ма€. ќна даст заключени€, после чего начнетс€ соответственна€ работа по линии министерства.

– Ќаибольшее опасение вызывает состо€ние руин мельницы √ергардта. ƒостаточно ли внимани€ удел€етс€ этому объекту?

– «дание мельницы изначально не принадлежало музею-панораме. Ѕуквально неделю назад на него еще не было никаких охранных об€зательств. ќно нигде не числилось, ни по каким балансам не проходило. ƒо этого здание жило своей жизнью.  омплекс музе€-заповедника «—талинградска€ битва» четыре года назад стал федеральным, соответственно, постепенно начали приводить все в пор€док, но до самой мельницы ни у кого не доходили руки.  огда встал вопрос о включении нас в список особо ценных объектов –оссийской ‘едерации, озаботились соответственно и этим, € считаю, очень важным сегментом музе€-заповедника. “олько тогда все с удивлением узнали, что это здание – некий фантом. Ќа сегодн€ вс€ юридическа€ база приведена в соответствие нормам, получены охранные об€зательства, проведены определенного рода исследовани€ самочувстви€ руин. —егодн€ мы принимаем решение по их дальнейшему использованию. ѕон€тно, что это должен быть не просто статический экспонат, а в идеале он должен принимать активное участие в жизни музе€. ’орошо было бы его музефицировать, с прокладкой по нему маршрута с воссозданием обстановки тех лет. «адача это непроста€. «данию не идет на пользу и отсутствие кровли, и возраст.  роме того, сейчас есть более важные задачи дл€ музе€ – необходимо как можно быстрее привести в пор€док те здани€, которые принимают посетителей. ƒумаю, что после 70-лети€ ѕобеды мы уже сможем приступить и к работе над концептуальным использованием здани€ мельницы.

– ќбщественностью часто забываетс€ третий ваш музейный объект – музей обороны ÷арицына. — ним также много проблем, как и с более попул€рными объектами?

– ћузей обороны ÷арицына – это несколько друга€ историческа€ эпоха. Ёто не —талинградска€ битва. ѕоэтому тут изначально был заложен некий исторический конфликт, и музей оказалс€ жертвой идеологии. Ёто, условно, музей победы красных над белыми. Ќо € не соглашусь, что он забываетс€.   нему достаточно много внимани€. ћне нравитс€, что коллектив активно работает как образовательное учреждение, чего € собственно хочу добитьс€ от музе€-панорамы. ¬ музее обороны ÷арицына посто€нно проход€т разного рода творческие вечера, встречи. ќни активно работают с различными выставками. ƒругой вопрос, что объем самого музе€ невысок. ќдномоментно музей могут посетить не более 200 человек. Ќо те финансовые показатели, которые он демонстрирует, настраивают на позитивный лад. ћне понравилось, что сейчас коллектив музе€ работает над проектом музыкальных вечеров. ќн стал дл€ нас основной площадкой дл€ работы над фильмом о старом ÷арицыне, который уже заканчиваем. ћузей живет своей жизнью и живет хорошо. ƒругой вопрос, что его сильные мира сего не посещают, но дл€ школьников и студентов он интересен. ћы будем вдыхать жизнь и туда. ¬се будет нормально.

– ѕомимо музе€ обороны, музе€-панорамы и ћамаева кургана в ваши руки теперь передан еще и музей «ѕам€ть» в подвале ÷ентрального универмага? Ќе станет ли это дл€ вас дополнительной обузой при наличии такого количества проблем?

– Ќе может быть «ѕам€ть» обузой во всех смыслах этого слова. ƒа, это дополнительные сложности, средства и нервы. Ќо в моем положении было бы просто аморальным отмахнутьс€ и сказать, что нам этого не надо. ” нас в городе и так ни один пам€тник не имеет хоз€ина. ≈сли еще и мы, офицеры и чиновники, у которых на роду написано этим заниматьс€, будем отмахиватьс€... Ёто неправильно. ѕередаче музе€ «ѕам€ть» в государственную собственность предшествовала больша€ работа. ћы понимали, что вв€зываемс€ не в нашу войну. Ќо дл€ себ€ посчитали неправильным уклонитьс€ от этого. ¬о-первых, это наша национальна€ пам€ть. ј во-вторых, это станет большим плюсом дл€ музе€-заповедника. ѕлощадка хороша€. ≈сть реб€та, которые хот€т вдохнуть жизнь в музей, чтобы посетитель был не статическим наблюдателем, а участником. ƒа, состо€ние музе€ сейчас печальное. Ќо мы кое-что подправили, подлечили чуть-чуть ситуацию, и людей уже можно принимать. ¬ праздники музей будет работать, потом он закроетс€. ”пор€дочим работу со штатом, отрегулируем взаимоотношени€ с собственником других помещений ÷”ћа и будем работать. —ама€ главна€ проблема сейчас там – проблема определени€ собственников экспонатов. ѕока нельз€ дать однозначного ответа по этому вопросу. “ам очень много «копанины» – экспонатов, которые отдала земл€. ѕо сути, если начать сейчас определ€ть откуда она вз€лась, то можно зайти очень далеко в вопрос уже прокурорский – законности и незаконности. ѕоэтому ситуаци€ ватна€. — одной стороны, есть некие фигуранты от фонда «¬ахта пам€ти», который сегодн€ тоже находитс€ во внутрифондовом конфликте. ќни увер€ют, что музей – дело их жизни, и они имеют к этому серьезное отношение. — другой стороны, нет ответа на вопрос, есть ли у них правоустанавливающие документы. ћы готовы вернуть экспонаты, если на то есть юридические основани€. »ли же мы готовы брать их на ответственное хранение. —ейчас мы остановились на том, что реального хоз€ина нет. ћы берем экспонаты на временное хранение, проведем экспертизу, в том числе и на принадлежность. ≈сли хоз€ина не найдетс€, мы будем их постепенно музефицировать. ѕо крайней мере они не пропадут – это точно.

–  акова судьба подн€того со дна реки ƒоброй в —уровикинском районе ¬олгоградской области танка “-34-76 , который находитс€ у здани€ музе€-панорамы? Ѕудет ли реализована задумка сделать из него пам€тник погибшим танкистам?

– «адумка эта осталась. Ќо сегодн€ это не проблема музе€. ѕлан замечательный, финансы на это есть, желание есть. ѕроблема юридическа€. ƒело в том, что, как все знают, танк достали из реки ƒобра€, а по закону все, что находитс€ в земле и относитс€ к периоду ¬торой ћировой войны, €вл€етс€ собственностью ћинистерства обороны. —ейчас идет процесс юридической очистки танка, его демилитаризации. јкты все составлены, документы направлены. ћы сейчас просто ждем официальной передачи танка нам. ƒо этого момента мы просто не имеем права на него тратить деньги. Ёто будет нецелевое использование средств. “ак что в принципе план таковым остаетс€. ѕроблема только в бюрократических ограничител€х. ƒа, на состо€нии танка сказалось врем€ его нахождени€ в воде, транспортировка. —ейчас мы прин€ли определенные меры: укрепили некоторые конструкции. Ќо этому танку еще придетс€ поездить по реставраторам, ему еще потребуетс€ серьезна€ работа по очистке и консервации. «десь, на месте, этого сделать не удастс€. “анк придетс€ перевозить в технологические корпуса одного из заводов ¬олгограда. Ёксперты говор€т, что танк это переживет. ¬ любом случае мы об этом позаботимс€.

– ѕроводитс€ ли музеем работа по приобретению новых экспонатов? ѕополн€ютс€ ли музейные фонды?

– Ѕольшого голода по экспонатам мы не испытываем. ” нас более 120 тыс€ч экспонатов, которые хран€тс€ в фондах и которые дес€тилети€ми не видели света. ” нас, скорее, проблемы с экспозиционными площад€ми. Ќо есть и экспонаты, которые мы с удовольствием приобретаем. —ейчас идет работа по приобретению р€да серьезных экспонатов из подразделений ћинистерства обороны, у частных коллекционеров и одного из предпри€тий ¬олгограда. ѕо р€ду причин € пока не могу называть, что это за экспонаты, потому что за ценные и редкие экземпл€ры идет насто€ща€ битва в антикварном и музейном сообществах. ƒругой вопрос, что нам, государственным музе€м, это очень сложно сделать. ¬о-первых, бюджет – это штука строга€, особенно в свете последних лет. ƒалее, серьезна€ проблема – это экспертные заключени€ по подлинности предметов. Ќо мы все эти проблемы потихонечку решили. ” нас теперь есть свои лицензированные специалисты, эксперты оружи€. Ёто больша€ наша победа. “еперь дорога оценки экспонатов резко сокращаетс€. ќстаетс€ проблема по финансовым средствам, но мы получили твердые гарантии министерства, что в конце года будут выделены средства. —ейчас просто идет отбор тех экспонатов, которые мы хотим приобрести. Ёто крупные экспонаты, в первую очередь – техника. ѕри этом мы не отказываемс€ ни от чего. ” нас много орденов и медалей, которые принос€т родственники ветеранов, много единиц стрелкового оружи€, холодного оружи€. ≈сть нека€ проблема с форменной одеждой. ћы бы с удовольствием ее приобрели, если бы такие предложени€ поступили. Ќо все-таки сама€ больша€ проблема – отсутствие боевой техники времен ¬еликой ќтечественной войны. Ќо в этом году мы сделали несколько шагов в этом направлении. ћы из совершенно непотребного вида отреставрировали мотоцикл, отреставрировали немецкий станок, который сейчас экспонируетс€ в восьмом зале музе€. ” нас сейчас сложились хорошие отношени€ с реставраторами, которые выход€т со своими предложени€ми. «аниматьс€ хочетс€ всем, но, к сожалению, не все желани€ совпадают с возможност€ми.

– јлексей ¬икторович, а как обстоит вопрос с техническим оснащением музе€? ѕриход€т ли к новые технологии в экспозиции музе€, или все так же он остаетс€ приветом из конца 70-ых?

– ƒа, и это одна из серьезных побед музе€-заповедника. ћы прошли очень долгую и т€желую бюрократическую работу по включению нас в федеральную целевую программу « ультура –оссии». “уда был очень жесткий отбор и масса вс€ческих предварительных этапов и условий прохождени€. Ќам удалось пройти все эти преграды и барьеры. Ќа редкость быстро мы получили современное оборудование дл€ фондов музе€. ѕроцесс зан€л менее года. —ейчас это оборудование смонтировано и уже эксплуатируетс€. ќно значительно облегчает учет, хранение и работу фонда, дает возможность демонстрации в фондах многих экспонатов. Ёто уже технологии 21 века. —ейчас мы прорабатываем концепцию интерактива внутри музейных площадей. ¬ернее, концепци€ уже была. Ќо она оказалась избыточно финансовоемкой. –ечь шла о дес€тках и дес€тках миллионов рублей. Ќо, когда мы пообсуждали концепцию, которую нам предложили компании, пришли к выводу, что она не просто не принесет плюсов, но может навредить воспри€тию.

¬едь чем сильны наши музеи по отношению к зарубежным? ” нас очень много насто€щих экспонатов той эпохи. «а рубежом же, в основном, технологии, картинки. ѕоэтому мы решили не перегружать музей технологи€ми. ќни должны быть очень дозированными, очень органичными. —ам антураж музе€ достаточно хорошо позвол€ет проникнуть в эпоху того времени. “ем не менее, идеи очень серьезные у нас есть. ≈сли сейчас все-таки состоитс€ передача нам резервуаров чистой воды на ћамаевом кургане – это будут прекрасные экспозиционные площади, где можно делать и аудиториумы, и видеоториумы, и 3D с видеохрониками боев. ¬от это было бы здорово и не повредило бы экспозиции.

– ¬ы уже имеете прошлогодний опыт проведени€ лазерного шоу в руинах мельницы, с последующей критикой в —ћ» и падающими с мельницы кирпичами. ѕланируете продолжение подобных шоу или решено отказатьс€ от такой практики?

– Ћюба€ инноваци€ – это полезно. ƒругой вопрос – применима ли она в повседневной де€тельности. Ќо € дл€ себ€ вынес одну простую мысль. Ќечто подобное нужно делать в посто€нном режиме, а не только на праздники. ћельница должна посто€нно быть подсвечена. “е приемы, которые примен€лись со вспышками в здании, чтобы придать антураж боевых действий, мы непременно повторим. я планировал это сделать уже в этом году, но, к сожалению, аварийные первоочередные работы, которые требуют серьезных финансовых инъекций, не позвол€т нам найти деньги на такую серьезную работу. Ќо мы сделаем это об€зательно с видеопроекцией, чтобы демонстрировалась хроника, шли в атаку наши бойцы, вели колонны пленных немцев, с музыкой. я уверен, что это будет привлекать посетителей. » это привлечет внебюджетные средства.

¬ этом году нам поступило предложение от астраханской фирмы, котора€ готова на безвозмездной основе показать посетител€м музе€ нечто новое. ћы сами заинтригованы. ќчень хотим попробовать и посмотреть, как это будет выгл€деть. Ёто абсолютна€ новинка, и ни в одном музее мира ничего подобного еще не демонстрируетс€. Ёто из категории сверхновых высоких технологий: объемные изображени€ посреди зала. Ќекий распыленный экран из наночастиц жидкости, некий воздушный тач-скрин. ¬ объеме будут транслироватьс€ наши 3D-экскурсии по территории ћамаева кургана. ƒумаю, что всем нашим посетител€м будет интересно понаблюдать это в фойе нашего музе€, потрогать своими руками.

ѕосмотрим, насколько это будет вписыватьс€, насколько это вызовет интерес, и, возможно, уже будем вступать в системные отношени€ с этими производител€ми.