Известный российский военный корреспондент Дмитрий Стешин за свою долгую карьеру побывал во всех возможных горячих точках. В компании коллег он отправился на резиновой лодке «Карась» по Волге познавать красоты и состояние великой русской реки. Экспедиция на несколько дней остановилась в Волгограде, где Дмитрий Стешин поделился впечатлениями о городе.
Приютил отважную троицу журналистов волгоградский яхт-клуб «Семь Футов», где капитан Стешин пришвартовал своего «Карася». Резиновая лодка получила такое неофициальное название благодаря красным боковинам.
— Это наш второй этап экспедиции на «Карасе» по Волге, — рассказал V1.ru Дмитрий Стешин. - До этого мы прошли участок реки от устья до города Казани. Волга — это главная артерия нашей страны. Со 2 августа мы стартовали из столицы Татарстана, и конечным пунктом нашего путешествия будет Астрахань. Мы специально выбрали для экспедиции нерегистрируемое плавсредство, чтобы у сотрудников ГИМС вопросов, кроме наличия спасательных жилетов, особо не возникало.
Дмитрий Стешин и подумать не мог, что когда-то купленный подарок своей жене станет средством преодоления тысяч километров.
— Я живу в нескольких метрах от речки Клязьмы. В один из дней рождения моей супруги выполнил её каприз — подарил лодку. Движок неоднократно меняли на более скоростной.
На протяжении маршрута погода вносила свои коррективы. Прислушавшись к знающим людям, экипаж сохранил рассудок и не геройствовал во время шторма.
— Нам сказали: «Как только начинается шторм — идите в сторону берега. Главное — дойдите, а лодку потом зашьёте». Так и произошло на одном участке Волги неподалёку от рыбинского водохранилища. Вдоль всей Волги мы находили чистые гостиницы с адекватными ценами, но в той нам холодно сообщили, что в этот день стоимость номера — 7500 рублей. Мол, людям всё равно деваться некуда, такая вот политика отеля. В итоге причалили на дикий остров, где нас уже ждали наши читатели.
Отважным профессионалам, побывавшим не в одной горячей точке, страстно захотелось в экспедицию, но никто толком не знал, что получится в итоге. Выяснилось, что им было нужно просто встречаться с людьми и общаться с ними.
— В маленьком городке Кинешма нас судьба свела с местным журналистом. Там всё настолько запущено, что перестали приставать пароходы, а речной вокзал распродали под торговые места. Нам сообщили, что есть один монастырь, который можно посещать только три раза в год. Там живут монахи, которые реабилитируют наркоманов, излечивается почти 90%. Туда даже американцы приезжали.
В другом маленьком городке журналистов зацепила история про белугу, побившую рекорды.
— В татарском городке Тетюши повстречали одного энергичного человека, который поведал нам о том, что они сделали памятник белуге. Именно в этих краях давным-давно выловили рыбу, весившую 960 килограммов. Позже сделали музей белуги и в целом как-то всё обустроили вокруг этой темы. Благодаря этому город привлек туристов и зажил новой жизнью.
Не во всех российских глубинках участников экспедиций принимали с теплом, а имеющийся потенциал для привлечения туристов порой никто не использует.
— Помню, как добрались до Старой Майны. Там только одно кафе, где можно поесть. Утром зашли, но перед нами извинились и отказали. Дождались обеда, но попытка покушать вновь не увенчалась успехом. Уже была подготовка к банкету. С пониманием к нам отнеслась лишь заведующая местным краеведческим музеем. Она рассказала, что в XIV веке была найдена плакетка с изображением индийского бога Вишну, но затерялась в архиве. В священных писаниях на санскрите написано: «Здесь текут священные реки, и место это называется Старая Майна». Поклонники ведической культуры даже называют Старую Майну ведическим центром древней Руси. Я предложил вернуть плакетку с Вишной в музей, и город мог бы привлекать множество людей. В ответ я услышал: «Да кому это надо». Очень хочется верить, что моя мысль дойдет до воплощения и найдутся энтузиасты, которые смогут всё это раскрутить.
Дмитрий Стешин уверенно резюмировал, что Волга вдоль Волгограда чище, чем в других местах.
— Помню, как на верховье Волги под Ржевом решил зачерпнуть воду. Там в округе вообще не было следов жизнедеятельности человека. Подумал, что нет цивилизации — нет заразы. Выпил кружечку воды из Волги, она через 40 минут начала действовать. Она действовала в моём организме так, что еще на сутки пришлось задержаться. Повезло, что в двадцати километрах от нас был праздник русской деревни. Там выступала Юлия Чичерина. Кстати, второй раз за время экспедиции мы ее встретили в Саратове и покатали на нашей лодке. Читатели, которые следят за её Instagram, даже решили, что она с нами на протяжении всей экспедиции. Тем не менее за последние годы мы настолько подружились, что теперь стали соседями.
Участники экспедиции призывают прекратить с фанатизмом использовать Волгу в экономических целях.
— Не видел ничего красивее, чем Волга, — признаётся Владимир Ворсобин. — Восходы, закаты... такие фотографии прекрасные получаются. Но видно, что Волга больна. Очень много водорослей, неоднократно видели болота в центре реки, местами жутковато пахнет. Это говорит от том, что нарушен биобаланс. Некоторые места было практически невозможно пройти — растительность наматывалась на винт. Плюешь на все, поднимаешь движок и пытаешься выгрести веслами.
Владимир Ворсобин отметил, что несмотря на открытость и доброжелательность людей, живущих в маленьких городах на Волге, прослеживается депрессивный фон.
— Практически во всех городках мы сталкиваемся с тотальной безработицей и маленькими зарплатами. Люди получают 10–12 тысяч в месяц. Речь идет о полноценном рабочем дне, в том числе на заводах. Поэтому люди вынуждены бежать в Москву или другие большие города за благосостоянием. С таким раскладом людей на Волге почти не останется.
Участники экспедиции предполагают, что в ближайшем будущем теплоходы советских времен придут в негодность и государству будет необходимо поддерживать судостроителей и предпринимателей.
— Если построить теплоход и катать на нем людей за приемлемую цену, он всё равно не окупится. Необходимо государственно-частное партнерство. Отличная идея разработать госпрограмму по очистке Волги и развитию на ней туризма. Почему бы этим не заняться вместо того, чтобы на Кубе купол Капитолия восстанавливать?
— В то же время хотелось бы привести в чувства тех людей, которые занимаются прокатом туристов на теплоходах, — вклинивается в беседу Дмитрий Стешин. — Круиз по Волге на небольшое расстояние стоит 21 тысячу рублей. Ребята, вы о чем?
Пробыв в Волгограде два дня, экипаж сумел воспользоваться уникальной возможностью побывать внутри статуи «Родина-мать».
— Это было как минимум необычно и уж точно незабываемо, — говорит Дмитрий Стешин. — Специально в блогах сказали, что побывали в голове нашей Родины. Я даже предлагал взять фигурку Сталина из его одноимённого музея и поместить его в голову символа России. Сталин есть в каждой голове русского человека. Это было бы уместно.
Дмитрий Стешин рад приезду в Волгоград особо. Это и его малая родина. Здесь родились его бабушка, мама и другие родственники.
— Мне приятно, что я смог развеять множество мифов о городе и его достопримечательностях. Есть тут «дикие» гиды, которые рассказывают о том, что в голове «Родины-матери» был ресторан, а в глазах — окна. На левой руке спокойно разворачивается КАМАЗ, а в мече ходит лифт. На самом деле внутри статуи пыльно и пусто и в то же время очень волнительно, — делится впечатлениями военный корреспондент. — Вообще Волгоград ошеломляет. Меня потряс стадион, особенно когда мы наблюдали за ним ночью с реки. Он так потрясающе светится. Не только он, весь город как-будто светодиодный. За освещением мы теряли маячки на бакенах. Последний раз я был в Волгограде в 2013 году. За пять лет он значительно преобразился. Появились современные высотки, отремонтировали дороги, освежили аллеи, парки и архитектурные объекты.
После рассказа о своем визите в Волгоград экипаж отправился дальше вниз по Волге. Участникам экспедиции осталось посетить два места — городок в астраханской области и саму каспийскую столицу.
Артем Магнитский