К 19 июня дорожники продолжают расширять московскую трассу строительством бетонной автодороги. На 52-м километре трассы Волгоград — Москва находится сероводородный источник, в 100 метрах от федеральной автодороги. Из-за ремонта придётся делать к источнику новый съезд. Владельцы территории рядом с источником требуют от дорожников его устройства, а ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград заверяет, что это будет нарушением законодательства.
— Источник № 6 в Иловлинском районе Волгоградской области был открыт в 1959 году в ходе изыскательских работ. О нём сразу же узнали жители Волгоградской области и других регионов. К источнику за здоровьем начали приезжать люди, — сообщил корреспонденту V1.RU иловлинский фермер и общественник Андрей Прошаков. — В 2013 году предприниматели взяли источник «на поруки», обустроили зимние купальни, построили бассейн. Рядом с ним вырос придорожный сервис, но источник по-прежнему остается бесплатным для всех желающих. В любое время года здесь многолюдно, а тёплое время сюда приезжают до 1000 человек в сутки.
Источник обладает целительными свойствами.
— Согласно заключению Пятигорского государственного научно-исследовательского института курортологии Минздрава РФ, ванны в сероводородном источнике № 6 помогают бороться с болезнями сердца, сосудов, нервными расстройствами, гинекологическими болезнями и заболеваниями ЖКТ, — пояснил Андрей Прошаков. — Приём воды внутрь также лечит от целого комплекса болезней. Кстати, в стоящем неподалёку санатории «Качалинский» лечение проходит с использованием аналогичной лечебной воды, но за весомую плату.
Общественник опасается, что источник в скором времени перестанет быть доступным жителям Волгоградской области и гостям региона.
— Но вскоре регион может лишиться бесплатной здравницы. В прошлом году на участке московской трассы ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград начало строительство нового отрезка так называемой бетонки, — напомнил Андрей Прошаков. — Первоначально в согласованном проекте реконструкции трассы поворот к источнику был, а потом исчез. Дорожники заявляют, что делать его не намерены, и перекладывают расходы на предпринимателей, что я считаю откровенным вымогательством. Предприниматели и так вложили собственные средства в благоустройство совершенно безвозмездно. Интересно, что документального подтверждения изменений в согласованный во всех инстанциях проект, на который, к слову, выделен полноценный бюджет, дорожники не предоставляют.
Рядом с источником бизнесмены построили отель, автосервис и другие объекты инфраструктуры, которые приносят прибыль. Но искупаться в источнике или набрать воды можно совершенно бесплатно любому желающему в любое время года и суток.
— Власти Иловлинского района в решении вопроса пока бессильны, — говорит Андрей Прошаков. — Если не вмешаются региональные власти, то Волгоградская область, да и другие регионы, лишатся уникального места. Построить за собственные средства съезд с бетонной дороги малому бизнесу не под силу — речь идёт о сумме в несколько миллионов рублей. Придорожный сервис также будет закрыт, а источник окажется отрезанным от дороги, поскольку съехать с бетонки к нему будет невозможно из-за разницы в высоте дорожного полотна. Кроме того, закроется и придорожная ярмарка, которая обеспечивала работой десятки жителей Иловлинского района.
Дорожники уверяют, что не могут своими силами сделать съезд, поскольку если бы примыкание являлось дорогой регионального или муниципального значения, то они обязаны были в ходе реконструкции построить его, Но оказалось, что он юридически оформлен только как съезд к объекту сервиса, и тут полномочия ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград заканчиваются. По закону, переустройство съездов собственники объектов сервиса выполняют при капремонтах и реконструкциях дорог по всей стране.
— Указанный съезд является примыканием к объектам придорожного сервиса, а не дорогой регионального или муниципального значения, что подтверждается различными фактами, — пояснили в ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград. — В середине января прошлого года мы запросили имеющуюся у администрации Иловлинского района информацию о собственнике указанного выше примыкания и подъездной дороги к федеральной трассе Р-22 «Каспий». Нам предоставили соответствующие карты партнеров собственников объектов: ООО «Аркон-Про» и ООО «Живой источник». Кроме того, во время рабочего совещания у главы администрации Иловлинского района в марте этого года нам повторно подтвердили информацию об отсутствии прав у администрации района на подъездную дорогу к объектам дорожного сервиса, а также отсутствие её в реестре муниципального имущества.
Если съезд будут делать федералы, то рискуют попасть под ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
КоАП РФ Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств» влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
— Более того, согласно документам, ещё в августе 2004 года в отношении рассматриваемых объектов дорожного сервиса и примыкания к автомобильной дороге, обеспечивающего доступ к ним, управлением выдали собственнику придорожного сервиса технические условия, согласно которым доступ к проектируемым объектам предполагался с использованием ранее существующего съезда, предназначенного для движения сельскохозяйственной техники, — сообщили в ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград. — Согласно им, собственник размещаемых объектов сервиса обязывался обустроить съезд переходно-скоростными полосами в соответствии со СНиП 2.05.02–85. Также техусловиями установлено, что в случае изменения законодательства РФ, реконструкции автомобильной дороги, которые могут повлечь переустройство подъездных путей, ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград не несёт ответственности по возмещению материальных затрат и убытков владельцу объектов. Такое переустройство должно осуществляться владельцем объектов за счет собственных средств.
Дорожники заверили, что выйти на контакт с бизнесменами им не удалось.
— Неоднократно направленные письма в адрес собственника земельных участков и организаций, эксплуатирующих объекты дорожного сервиса, о необходимости приведения примыкания к нормативному состоянию, получении технических требований и условий на переустройство примыканий, а также о возможном ограничении доступа путем устройства откосов обочины указанными лицами были проигнорированы, — отметили в ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград. — Кроме того, пояснения о необходимости, основаниях, сроках и порядке проведения работ по реконструкции примыкания давались нашими сотрудниками в телефонном режиме.
Злополучный съезд, по мнению дорожников, должны строить предприниматели.
— Выполнение работ по реконструкции рассматриваемого примыкания в соответствии с законодательством РФ является безусловной обязанностью владельца объектов сервиса, — резюмировали в ФКУ «Упрдор» Москва — Волгоград. — А включение объёмов работ по данному примыканию в план выполнения работ по реконструкции федеральной автодороги и оплата их за счет средств федерального бюджета не представляется возможным, поскольку будет являться нарушением норм действующего законодательства как нецелевое использование средств.
У владельцев бизнеса рядом с источником остаётся только возможность искать деньги на устройство съезда. Так как сероводородный источник не является частной собственностью, посещать его смогут и дальше все желающие, только, возможно, без прежних условий комфорта. И станет актуальной проблема, где оставить машину при подъезде к нему.