Волгоградский нейрохирург Эмиль Ахундов два года назад завел YouTube-канал «Мамедыч — Жизнь хирурга». 30-летний доктор уже два года рассказывает своим подписчикам о врачебных буднях. Эмиль общается со своей аудиторией, раскладывая по полочкам всё, что люди хотят знать о медицине.
Корреспонденты V1.RU познакомились с обладателем серебряной кнопки YouTube и блестящим врачом. Читайте о том, как Эмиль провел свою первую операцию, как придумывает контент для подписчиков, об операции в прямом эфире и о многом другом — в нашем интервью.
— С нейрохирургией я познакомился близко на третьем курсе, когда начал ходить на дежурства в хирургию больницы № 25. Сначала приходил по вечерам и ночам. Летом стал выходить на полный день, ассистировал хирургам, — рассказал Эмиль Ахундов корреспонденту V1.RU. — Первую операцию я провел где-то на пятом или на четвертом курсе, там же — в больнице № 25. Мне пришлось удалять внутричерепную гематому. Тогда, конечно, у меня руки тряслись. Ты идешь на операцию и рассчитываешь, что всё будет хорошо. Ты всё знаешь, но страх всё равно есть. С годами это проходит. Для этого люди учатся и работают годами.
Ординатуру Эмиль проходил в Москве.
— Там у меня не было практики, но зато была возможность набраться опыта и посмотреть, как работают другие, более опытные нейрохирурги. Это и хорошо, потому что главная задача нейрохирурга — не просто уметь что-то делать, ведь при желании даже обезьяну можно научить на велосипеде ездить, главное — научиться думать и понимать, что и зачем ты делаешь.
Волгоградский нейрохирург уже два года выкладывает ролики о своей работе в YouTube и рассказывает людям о медицине то, чего не найдешь в официальных источниках. При этом врач старается говорить так, чтобы его понял каждый.
— В 2015 году я вернулся в Волгоград, и уже пять лет работаю в больнице № 25. Хирурги на вопрос о самой сложной и легкой операции обычно говорят, что самая сложная операция — это аппендэктомия, самая легкая — тоже аппендэктомия. Поэтому встретить какие-то осложнения и непредвиденные ситуации можно на любой операции, и всегда нужно быть внимательным и осторожным. Конечно, если перед тобой очень сложный случай, то ты заранее по несколько раз прокручиваешь в голове план операции, прорабатываешь его. Большое значение в нашей работе имеет не столько сама операция, сколько умение справиться с кровотечением. Удалить опухоль — это одно, устранить последствия — вот это уже высший пилотаж. Даже спустя пять лет всё равно руки всё еще иногда потряхивает, если посмотреть видео записи операций лучших хирургов, даже у них бывает это. Когда у тебя под ножом разрывается аневризма и кровь брызжет прямо в микроскоп, первое, что делает хирург, — это одергивает руки. Всё это происходит за доли секунды, но потом он быстро приходит в себя, руки в это время от стресса трясутся.
В блоге Эмиль отвечает на вопросы подписчиков, снимает обзоры на медицинские сериалы. К примеру, если вас до сих пор терзает вопросу по сериалу «Доктор Хаус» или по фильму «Заражение», Эмиль уже разложил по полочкам, что в этих кинокартинах правда, а что вымысел. Помимо этого, врач говорит и о своем опыте во врачебном деле.
— У меня был случай, когда в мое дежурство привезли женщину, у которой прямо во лбу торчал нож, — вспоминает Эмиль. — Нож находился прямо на темечке, если говорить простым языком. Женщина при этом была в сознании и недоумевала, зачем ее привезли в больницу, ведь она себя нормально чувствует. Мы сделали КТ, и оказалось, что нож прошел на всю толщу кости и остановился в миллиметрах от мозговой оболочки. В итоге женщине мы всё равно провели операцию, потому что просто так нельзя удалить инородное тело. Мы не гордимся своей работой, мы просто ее делаем, стараясь помочь всем, кто в нашей помощи нуждается. Помню на своей практике еще один случай. Мужчина жаловался на боли в ногах и не только в них, он не мог нормально выполнять свой супружеский долг, а у жены день рождения скоро. В общем, мужчина переживал не за ноги, а за удовольствие супруги. Операцию мы ему сделали и всё, что нужно было, поправили. Самое главное, что ко дню рождения жены он был уже полностью здоров.
Эмиль не обходит стороной и трагедии. Нейрохирург открыто говорит и о смерти пациентов на операционном столе.
— Несмотря на то что ты сделал всё, чтобы спасти пациента, в голове постоянно крутится мысль: «А что, если бы?..» — признается Эмиль. — Что, если бы ты взял пациента на операцию на час раньше или позже? Что, если бы не стал сегодня проводить операцию? Иной раз врачи говорят, что самая лучшая операция — это та, которой не было. К сожалению, врачи не всесильны. Бывает так, что коварные осложнения побеждают. И в моей практике такие случаи были. Это очень сильный эмоциональный всплеск, который запоминается надолго. У меня был совсем молодой человек. Ему еще и 30 не было. Он поступил с опухолью, и мы ее удалили. Но болезнь победить не удалось, она прогрессировала, распространяя метастазы. Нейрохирургия — это область медицины, где ты часто работаешь со смертью.
Недавно Эмиль презентовал свою книгу «Без права на ошибку».
— Книгу написать оказалось не так уж и сложно, смена рода деятельности — она расслабляет и помогает отдохнуть. В книге несколько глав. В первой я рассказываю о своей работе, истории из практики, во второй рассуждаю о головном мозге, рассказываю интересные факты о нем. К примеру, есть ли разница между мозгом мужчины и женщины, есть ли зависимость между размером мозга и интеллектом. Еще одна глава посвящена обзорам сериалов про медиков. Мои подписчики очень любят эту тему, поэтому я посчитал, что ее нужно включить. Эта книга не научная, она скорее не для медиков, не для врачей, она для широкого круга читателей.
Одной из рубрик в блоге Эмиля стала «Школа юного хирурга». В роликах нейрохирург рассказывает, например, о том, как вязать хирургические узлы. И это людям интересно. Некоторые видео на его канале посмотрели сотни тысяч человек.