После ночного дежурства врач единственного ковидного роддома в Волгоградской области меняет защитный костюм и вновь заходит в «красную» зону. Несмотря на усталость, Дарья Яковлева заходит в палаты с улыбкой — от настроения всего коллектива зависит настроение беременных женщин. Как медики родильного дома ;№ 5 пережили небывалый наплыв пациенток? Как беременные женщины переносят COVID-19? И почему специалисты не делают долговременных прогнозов? Ответы на эти вопросы — в честном разговоре с акушером-гинекологом, устроившейся на работу в «эпоху коронавируса».
— Я работала в роддоме № 5 еще во времена ординатуры. Будто бы и не уходила отсюда (Смеется). Во время пандемии немного изменились условия работы, но и роддом, и коллектив остались те же. Сначала меня преследовало ощущение сюра и нереальности: словно мы оказались в воронке, которая все углубляется и углубляется. Со временем стало легче и понятнее. Мы все так же принимаем роды и проводим операции.
В августе я пришла в роддом № 5 уже в качестве врача. Тогда в палатах было не так много пациенток. Большинство из них переносили коронавирус в легкой форме. Но в начале осени ситуация резко изменилась. Многие волгоградки поступали с запущенной пневмонией и большим процентом поражения легких. За время работы я еще ни разу не видела пустующей реанимации. На моей практике не было летальных исходов, но, к сожалению, в регионе зарегистрированы смерти беременных женщин.
— У беременных течение болезни абсолютно непредсказуемо. Невозможно предугадать, как конкретная пациентка перенесет коронавирус. Бывает, что женщина поступает с легкой формой COVID-19, а буквально на следующий день ее состояние резко ухудшается. Мы пытались провести хоть какие-то параллели между особенностями наших пациентов и течением болезни. Нет никаких закономерностей. Молодая женщина с небольшим поражением легких может буквально не вставать с постели, а более взрослая волгоградка не чувствовать симптомов. От чего это зависит? То ли от состояния организма, то ли от их иммунной системы. Точного ответа на этот вопрос у нас пока нет.
«Скептикам хочу показать борозды под глазами и скукоженные руки»
— Психологически работать с женщинами в положении намного тяжелее. Во-первых, они переживают за свое состояние, и во время болезни это совершенно нормально. Плюс у них присутствует страх за своего будущего малыша, и чем меньше срок, тем больше они переживают. Мы общаемся с каждой волгоградкой, объясняем, как препараты воздействуют на плод, какие риски существуют. Мы никогда не отказываем им ни в медицинской, ни в психологической помощи. Бывает, что с женщиной нужно не просто поговорить. Ее нужно приобнять, подбодрить — от нашего настроения зависит настроение беременных. Поэтому в каждую палату мы заходим с улыбкой. Не знаю, откуда на это берутся силы.
— Врачам и медсестрам непросто работать в этих костюмах, и женщины это понимают. Кто-то несет нам шоколадки, кто-то пытается подбодрить словами. На обходе мы часто слышим: «Доктор, как мы рады вас видеть. Вы к нам с хорошими новостями?»
У меня нет большого опыта работы, поэтому я не знаю, как не пропускать истории беременных через себя? На эти вопросы не смогли ответить и мои коллеги. Наверное, я разочарую вас, но лайфхаков для врачей не существует. В нашей профессии это невозможно. Если ты хочешь закрыться и абстрагироваться, то не иди в медицину. Особенно — в родильный дом.
— Один из самых радостных моментов в нашей работе — напечатать выписку пациентке, которая долго лежала в роддоме. За это время такие женщины становятся нам родными. Мы устраиваем с ними целые прощания и провожаем со слезами на глазах.
Когда я выхожу из больницы и вижу беспечных людей без масок, очень хочу показать им свои борозды на лице, скукоженные руки и пальцы после трех пар перчаток. Рассказать о головных болях после ношения масок, моральной усталости. Но слова тут не помогут. Горожане и так слышат страшные истории из СМИ, но все равно ничего не боятся. Наверное, самый эффективный метод работы со скептиками — «экскурсия» по нашим отделениям. Мне кажется, она разрушит стереотипы о том, что болезнь выдумана и сильно приукрашена.
В середине ноября жительницу Урюпинска Татьяну Скворцову привезли в перепрофилированный роддом Волгограда. Спустя несколько дней женщина родила девятого (!) ребенка.
— Конечно, я еще никогда не рожала в таких условиях. Спасибо всем медикам за помощь. Их и без того непростую работу осложняют защитные костюмы. Кого-то из работников я угадываю по глазам и по голосу, а кого-то и вовсе не могу узнать. Но всех благодарю! Они заботятся о нас, практически живут на работе, забывая о своих семьях. У сына — мы назвали его Нилом — повышены лейкоциты: возможно, это связано с моей болезнью. К сожалению, пока он не со мной… И это не дает мне расслабиться и спокойно восстанавливаться после родов и болезни, — рассказала многодетная мама.