Особые клоуны-аниматоры приехали в детское отделение Волгоградского областного онкологического диспансера, чтобы попробовать хоть ненадолго поднять настроение и рассмешить тех, кто поражен тяжелейшей, а то и смертельной болезнью. О том, почему так нелегко войти в эту профессию и почему смехотерапия становится настоящим «уколом радости» для больного ребенка, медицинские клоуны рассказали корреспонденту V1.RU.
«Когда узнаёшь, что ребенка больше нет, то на работу выходить нельзя»
Одна из веселых гостей онкологического диспансера Волгограда — москвичка Ольга.
— У меня лично нет какой-то связанной с болезнью истории, заставившей пойти в профессию. Когда я училась на режиссерском факультете, то желание посвятить себя профессии посеял мой преподаватель по актерскому мастерству, — рассказывает Ольга. — Он сам занимался этим и вдохновил меня заняться медицинской клоунадой. Сейчас у меня есть диплом, и я могу официально трудоустраиваться в клиники по этой должности. А так — сама я работаю ведущей и моделью плюс-сайз.
По словам Ольги, для работы медицинским клоуном необходима особенная эмоциональная выдержка. Далеко не каждый сможет дарить радость, осознавая положение своих зрителей.
— Здесь важна лишь повышенная эмпатия. Осознавать, что после твоей работы тяжелобольной ребенок получил радостные эмоции, отвлекся от процедур, — это многого стоит, — говорит она. — Все медицинские клоуны проходят обучение. Если начинают ходить на занятия человек 60, то под их конец отсеивается минимум треть. Потом, после выхода в больницы, многие понимают, что неспособны справиться со своими эмоциями. Человеческое во время работы нужно уметь отключать. Профессионализм — это оставить свои переживания за дверью и абстрагироваться. В определенной степени мы тоже врачи.
Ольга признаётся, что самое сложное в ее профессии — это узнавать, что ребенка, смех которого ты вчера слышал, больше нет.
— Самый тяжелый перелом происходит, когда уже успеваешь познакомиться пациентами, — рассказывает Ольга. — Когда долго посещаешь одну больницу в качестве клоуна, то однажды заходишь в палату, а там говорят, что такого-то ребенка больше нет. В такие моменты нужно просто некоторое время не выходить на работу. Всё-таки хочешь не хочешь, а это на тебя влияет. Нужно соблюдать эмоциональную гигиену. Здесь же важен график — выходить больше трех раз в неделю нельзя. Иначе просто выгоришь эмоционально.
«Разговор может быть взрослым и вдумчивым. А могут быть и разные глупости»
В Волгограде медицинские клоуны подарили тяжелобольным детям почти два часа смеха и интерактива. Не забыли и про подарки. Каждый из малышей, некоторые из которых прямо сейчас проходят блоки химиотерапии, получил от гостей небольшую игрушку или конструктор.
— У нас нет никакой программы. Это не выступление, а чистая импровизация. Мы либо ходим по палатам, либо в холле проводим. Отталкиваемся от состояния деток, — рассказывают клоуны. — Мы общаемся с детьми, они сами подкидывают нам темы, вопросы и игры. Для самых маленьких мы используем мыльные пузыри. Обязательно держим зрительный контакт. Если это подросток, то обращаем внимание: читает ли он книгу, может быть, во что-то играет. Здесь и можно начать общение, поспрашивать его о книге. Зачастую разговор может быть взрослым и вдумчивым. А с маленькими пациентами, как правило, занимаемся разными глупостями, чтобы поднять им настроение. Детки пугаются всех этих бесконечных процедур. Но мы помогаем перевести страх в хохот. Происходит это довольно быстро. Наша главная задача — снять у пациента тревожность. Смехотерапия — это настоящий укол радости для ребенка.
Оказывается, помогают медицинские клоуны не только в поднятии настроения больным, но и в технических моментах.
— Когда ребенку нужно делать какую-то болезненную процедуру, то могут позвать медицинского клоуна. Чтобы он разрядил обстановку, — говорит Ольга. — Ребенок быстро приходит в себя. Есть, конечно, пациенты, которые не настроены на общение. Или, возможно, ребенок плохо себя чувствует. Тогда мы не навязываемся. Всё-таки мы для детей, а не дети для нас. Мы помогаем ребятам отвлечься и получить поддержку.
И смехотерапия — это небольшой, но вклад в выздоровление борющихся с непростыми диагнозами детей.
«Нельзя показывать, будто ты что-то скрываешь»
Заведующая детским онкологическим отделением Дарья Полосухина признала, что смех действительно помогает детям в борьбе с серьезными заболеваниями. Снятие тревожности и положительный настрой также положительно влияют и на лечение.
— Очень важно, чтобы дети, которые постоянно проходят через все процедуры, могли отвлекаться, — рассказывает Дарья Полосухина. — В том числе с детьми отвлекаются и их родители. Они ненадолго мысленно покидают больницу и просто наслаждаются положительными эмоциями. Не зацикливаться на болезни в общении с ребенком важно и врачам, и родителям.
«Мы всегда объясняем мамам и папам пациентов, что детям нельзя показывать свои переживания. Лучше поплакать дома. С врачами также»
Важно найти подход к ребенку. В этом плане мы во многом психологи. С кем-то мы шутим, говорим на отвлеченные темы. С другими же обсуждаем моменты лечения, — рассказывает врач. — Есть пациенты, здесь речь идет о подростках, которые хотят всё знать о лечении и онкологии. Им мы объясняем.
По словам Дарьи Полосухиной, самое важное при работе с пациентами, а особенно подростками — это казаться откровенным.
— Нельзя показывать, будто ты что-то от него скрываешь. Важно сохранять доверие. Тяжелее всего с подростками. Они читают про диагноз в интернете и понимают свое положение, — признаётся доктор.
«Наша задача, несмотря ни на что, сохранять надежду. Даже когда надежды на самом деле нет»
Да, нам приходится сглаживать углы. Даже когда ребенка отправляют домой, осознавая, что спасти его не удастся, мы не говорим настоящую причину. По крайней мере, я придерживаюсь таких взглядов, — признаётся Дарья Полосухина. — Мы говорим детям, что лечение на время приостановлено, только родители знают правду. Потому что принять конец не каждый взрослый может, что уж о ребенке говорить.