V1
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Волгограде

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

0 м/c,

757мм 58%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Здоровье проблема «Дефицит медиков на скорой — 400 человек»: в Волгограде реаниматолог объявил «итальянскую забастовку»

«Дефицит медиков на скорой — 400 человек»: в Волгограде реаниматолог объявил «итальянскую забастовку»

Михаил Николаев требует обеспечить штатную численность бригад скорой помощи

Врач уверен в недостаточной численности сотрудников скорой в новогоднюю ночь

Врач-реаниматолог станции скорой медицинской помощи № 6 Волгограда Михаил Николаев устроил «итальянскую забастовку». Врач работает только при выполнении руководством всех приказов и требований Минздрава РФ, поскольку, по его словам, бригады скорой медицинской помощи зачастую выходят на дежурства недоукомплектованными. Один из таких случаев привёл к гибели пациента.

«Проблема в составлении графика дежурств»

— Есть профильные и специализированные бригады скорой медицинской помощи (БСМП), — рассказал корреспонденту V1.RU врач-реаниматолог Михаил Николаев. — Я работаю в специализированной — реанимационной, одной из четырёх таких БСМП на Волгоград. Наша базируется в Красноармейском районе. По выставленному расписанию дежурств у нас все ставки заняты врачами и медработниками.

Врач отметил руководству периодическую недоукомплектованность БСМП.

— По утверждённому Минздравом РФ приказу реанимационная БСМП включает водителя, врача и двух медсестёр, — говорит Михаил Николаев. — Бывает, что на смену выходят три медсестры, ей даже нет места в машине. А в какие-то смены выходит одна анестезистка или ни одной. И по факту в составе БСМП присутствуют только врач и водитель. Так почему-то выстраивает график наше руководство.

Михаил Николаев считает, что проблема вызвана исключительно организацией работы волгоградской скорой.

— Это чисто организационная проблема в составлении графика дежурств, — уверен врач-реаниматолог. — Я так понимаю, что должностные лица, которые этим занимаются, должны понимать, что обязаны обеспечить круглосуточное полноценное дежурство. Я понимаю, если бы у нас не были закрыты ставки, но это не так. Получается, вся проблема в составлении графиков.

Неукомплектованность сказывается на качестве работы скорой.

— За нами закреплён не только Красноармейский район, но и часть Кировского района, выезжаем в сельскую местность, Светлый Яр, на автодороги, московскую трассу. А бригады зачастую недоукомплектованы, — сетует Михаил Николаев. — В БСМП Советского района с кадрами всё намного хуже. И не каждые сутки, по моей информации, выходят на дежурство врачи-реаниматологи. То есть получается, что иногда весь юг города закрывается только нашей бригадой. И когда полноценной бригады нет — это очень плохо. Потому что у нас бывает много поводов к выезду, где может справиться только специализированная БСМП.

— Педиатр на скорой у нас всего один — и он не может работать круглые сутки 365 дней в году

Всего в Красноармейском районе Волгограда дежурят 12 скорых.

— В общепрофильных БСМП дело обстоит ещё хуже, — считает врач-реаниматолог. — Нам удалось выяснить информацию о штатном расписании Красноармейского района. Мы получили официальный ответ, что штатное расписание практически полностью закрыто, но по факту этого нет. Положено 12 БСМП, включая реанимационную и педиатрическую. 10, получается, врачебно-фельдшерских. Но такое количество бригад не выходит на дежурство.

Привёл медик и конкретные примеры.

— Педиатр у нас всего один — и он не может работать круглые сутки 365 дней в году, — говорит Михаил Николаев. — То есть детская бригада у нас присутствует крайне редко как таковая. А общие бригады врачебно-фельдшерские выходят не все и зачастую также недоукомплектованными. По нормативам Минздрава РФ у них должны быть врач и фельдшер, либо фельдшер с фельдшером, либо фельдшер с медсестрой. Но часто работает один медик.

«Итальянская забастовка»

Михаил Николаев задавал все эти вопросы руководству, но не получил никаких ответов. Тогда врач начал отказываться выходить на дежурства при неполном составе бригады БСМП и требовал анестезистов. Фактически волгоградец в одиночку начал «итальянскую забастовку» — акцию протеста против нарушения своих трудовых прав и прав пациентов в виде «работы по инструкции», то есть с чётким соблюдением всех норм и правил.

— Руководство игнорирует наши законные требования в части соблюдения трудового законодательства и обеспечения организации скорой помощи и вместо исполнения обязательств пытается оказывать давление на неугодных сотрудников, — поделился врач-реаниматолог. — 8 ноября мне объявили выговор за формальный отказ принимать смену. Прочитал приказ, запросил документы работодателю с обоснованием. Сроки уже прошли, а ответа так и нет. Как получу, пойду в суд на оспаривание.

Врача уже увольняли, но через суд он добивался восстановления на работу.

— Работодатель уже напрямую высказывает, что если я буду и дальше заниматься этой проблемой, то меня уволят. Им не нужно обеспечивать работу скорой помощи, а надо писать хорошие отчёты, как всё прекрасно и замечательно. Но по факту это не так, — отметил Михаил Николаев. — В начале ноября один случай закончился летальным исходом. Вначале на вызов приехала неукомплектованная обычная бригада, потом такая же неукомплектованная реанимационная бригада. Спасти человека в итоге не смогли. Банально не хватило рук. Особенно в первые минуты фельдшеру, который был один.

— Всего по городу 70 общих бригад, и часто ездят на вызовы с одним работником

Доктор уверен, что медицинских кадров катастрофически не хватает.

— Всего по городу 70 общих бригад, и часто ездят на вызовы с одним работником. У меня есть неофициальная информация, что дефицит медиков на скорой медицинской помощи Волгограда — порядка 400 человек, — отметил Михаил Николаев. — Это очень большая цифра. И получается, что общепрофильные бригады — основная масса БСМП — не закрыты по штату. Нас уже ознакомили с графиком дежурств на Новый год. И всего запланировано только шесть бригад, включая одну недоукомплектованную реанимационную БСМП. Остальные все — фельдшерские и тоже не в полном составе. Хотя в праздники все экстренные службы стараются усилить. У нас же на это закрыли глаза и думают, что всё сойдёт с рук.

«Многие уже боятся и смирились»

Михаил Николаев отмечает и иные недочёты в организации работы скорой помощи.

— Во время работы возникали и другие сложности, — делится доктор. — У нас есть специально оборудованный реанимобиль, но руководство нас на него часто не сажает. А сажает в другие машины. Не всегда получается нормально работать. Это, как если вы много лет проработали у себя в кабинете, где стоит ваш компьютер, оборудовано ваше рабочее место. И вы приходите на работу, а вам говорят: «Теперь вы будете работать на другом месте, переносите все вещи в другой кабинет». И так происходит периодически. Это доставляет определённые неудобства. А у нас полноценно не выполненная работа может привести к смерти человека.

По словам врача, реанимационную машину часто используют не по назначению.

— В те дни, когда машину нам не предоставляли, «Крафт» простаивал или выполнял поручения, не связанные с оказанием медицинской помощи. Машину отправляли в прачку с грязным бельём, на склад за медикаментами, то есть использовали для хозяйственных дел, — говорит Михаил Николаев. — Автомобиль реанимации ездит по Волгограду с бельём, коробками с лекарствами, баллонами с кислородом. Машина выполняет несвойственные ей функции. После обращений машину худо-бедно стали предоставлять.

Сам доктор расстроен, что не может найти понимания у начальства.

— Наше руководство находится на улице Землячки. В нашей организации работают 2000 человек, и неужели нельзя найти медсестру в БСМП? Так ведь положено, — поделился врач-реаниматолог. — Я же не прошу чего-то особенного. А многие уже боятся обращаться и смирились. Опасаются, что их могут прессинговать. Проще сделать, чтобы человек замолчал. Я знаю, что оспорю выговор. Но это мои время и нервы. И ответственности у них никакой.

Дежурные определяют, отдать вызов обычной скорой или реанимационной

Михаил Николаев обратился во все возможные контролирующие структуры.

— Юристы направили обращения в надзорные органы, включая Следственный комитет. Мне помогает профсоюз «Действие», — отметил доктор. — Я надеюсь, что всё-таки руководство БСМП имеет голову на плечах и сможет найти решение, чтобы соблюдалось законодательство, права людей. С тем же неукомплектованием БСМП происходит нарушение законодательства: дополнительная нагрузка на медиков, принуждение к работе, нарушение прав пациентов. А в случае неблагоприятного исхода — вплоть до уголовного дела. Руководство до сих пор не может предоставить информацию об умершем в ноябре пациенте. Хотят замять этот случай.

Смерть пациента врач напрямую не связывает с проблемой скорой, но и не исключает этого.

— Я не могу уверенно сказать, что из-за того, что бригада приехала недоукомплектованная, произошла смерть человека, — говорит Михаил Николаев. — Но по факту, когда нужно человека реанимировать и бригада в полном составе, мы сделаем всё, чтобы спасти человека. А когда нет, начинается острая нехватка сил. В конечном итоге всё делается медленнее, чем можно и нужно делать. В совокупности это может привести к летальному случаю. Отправляя нас неукомплектованными, пациентов, возможно, лишают шансов на спасение.

«Многие уходят»

Врач отметил и уход медиков со скорой, которых заменить некем.

— Кто-то уезжает в другие города — многие в Москву, кто-то выбирает работу поспокойней. У нас как-то сложилось, что больше работает женщин, чем мужчин. Женщинам одним тяжело работать в таких условиях, они уходят на предприятия, заводы, где не надо таскать по лестницам больных и много физических нагрузок. Чтобы кто-то уходил из медицины — не припомню. Уходят в силу возраста на пенсию или по состоянию здоровья, кто-то умирает. А такие случаи тоже есть. Молодёжь приходит, но приток минимален по сравнению с оттоком.

Причины сокращения кадров в скорой бывают разными.

— Есть несколько факторов, — отмечает Михаил Николаев. — Это увеличение нагрузки. Я работаю 13 лет, и раньше было 18 бригад, сейчас 12. Естественно, нагрузка выросла. Бывает, что пять-шесть бригад дежурят. По количеству стало меньше и, как видите, по укомплектованности. Люди уходят. Не только врачи, но и фельдшеры. А врачей мало и приходит. Отток кадров есть всегда, но приходит ещё меньше. В сентябре руководство отчиталось, что приняло больше 30 человек, из них 2 врачей. Но нужно понимать, что такое 33 сотрудника для нашей организации — у нас 8 подстанций в Волгограде, 2 подстанции в Волжском, по 1 в Камышине, Михайловке. К нам также присоединили центр медицины катастроф. То есть это огромная организация, и принимать раз в год чуть больше 30 человек — это капля в море.

«Станции скорой помощи обеспечивают оказание экстренной помощи населению в полном объёме»

Облкомздрав: «Сведения об уменьшении количества бригад скорой медицинской помощи на подстанции № 6 не имеют подтверждения»

Отметим, что в региональном комитете здравоохранения после запроса в пресс-службу администрации Волгоградской области оперативно прокомментировали ситуацию.

— Бригады скорой помощи укомплектованы необходимым оборудованием, медикаментами и специалистами. Формирование состава бригад происходит из штата медицинских работников подстанций учреждения. Загруженность существующих бригад скорой медицинской помощи в среднем составляет 70,4% (коэффициент занятости), — пояснили в облкомздраве. — Некоторые специалисты могут отсутствовать, но по существующим условиям коллективного договора, а также нормативной базе специализированные бригады могут выезжать в составе профильного врача и среднего медицинского работника. Согласно коллективному договору и должностной инструкции, подписанным всеми врачами, за такие условия каждый сотрудник получает надбавку за интенсивность в размере 30% от должностного оклада. Станции скорой помощи обеспечивают оказание экстренной помощи населению в полном объёме и надлежащем качестве.

Поделились в областной администрации и ходом решения кадровых проблем.

— Несмотря на неполную занятость медицинских бригад, станция скорой помощи активно проводит кадровую политику и работает над дальнейшим укомплектованием. С января 2019 года на работу в Клиническую станцию скорой медицинской помощи было принято 24 врача, 116 фельдшеров и 58 медицинских сестер, — отметили в комитете здравоохранения региона. — Для решения вопроса укомплектования штата медицинских работников работает система заключения договоров о целевом обучении. В настоящее время в ВолгГМУ по целевому договору от ГБУЗ «КССМП» обучаются пять студентов (четыре студента 4-го курса и один студент 3-го курса), а также один студент 1-го курса в ординатуре по специальности «психиатрия». В Волгоградском медицинском колледже по целевому договору обучаются в общей сложности 26 студентов.

Доводы Михаила Николаева о крайне малочисленном количестве бригад скорой в новогоднюю ночь в облкомздраве категорически опровергают.

— Сведения об уменьшении количества бригад скорой медицинской помощи на подстанции № 6 не имеют подтверждения, так как на 31 декабря запланировано, согласно графику работы сотрудников, утвержденному главным врачом ГБУЗ «КССМП», 11 выездных бригад скорой медицинской помощи, — резюмировали в обладминистрации.

«Как объяснить смерти пациентов при приезде неукомплектованных бригад скорой медпомощи?»

Михаила Николаева такой ответ Минздрава не устроил.

— Ни в каком коллективном договоре подобного не прописано. Да, в конце концов, даже наличие подобных условий не может противоречить приказу Минздрава. О заявленном количестве врачей и фельдшеров подобной информации нигде не звучало. Я думаю, что их посчитали с медиками присоединённого к нам центра медицины катастроф. Заметьте, что про отток врачей ничего не говорится.

— У нас всего лишь 86 сотрудников, включая диспетчеров, уборщиков и руководство

Врач пересчитал всех дежурных на своей подстанции на Новый год.

— Днём 31 декабря у нас дежурят: 1 врач скорой медпомощи и 1 врач-реаниматолог, 6 фельдшеров на 12-часовую дневную смену и 1 медсестра-анестезистка. Ещё есть 3 фельдшера, которые выйдут на 2 часа, — пояснил Михаил Николаев. — В ночь с 31 декабря на 1 января в графике дежурств указаны: 1 врач скорой медпомощи и 1 врач-реаниматолог, 1 медсестра-анестезистка и 9 фельдшеров. По факту никакой речи об 11 бригадах не идёт. Максимум, что можно сформировать, — 11 непонятных структурных единиц, назвав их бригадами, но это будут просто машины скорой помощи с водителем и медиком. Такие скорые они планируют отправить на оказание услуг скорой медпомощи в новогоднюю ночь. Но даже по штату их должно быть 12 полноценных, а не 11 недобригад.

Озвучил Михаил Николаев и полную численность медперсонала на подстанции.

— У нас всего лишь 86 сотрудников, включая диспетчеров, уборщиков и руководство. Сейчас у нас 13 врачей — из них двое руководителей. То есть по по факту 11, — поделился доктор. — Ещё 7 медсестёр-анестезисток, столько же медсестёр плюс 38 фельдшеров. Один из которых — старший фельдшер, не выезжающий на вызовы. А теперь представьте, какой должен быть график дежурств, с совместительством и переработкой, чтобы закрыть круглосуточную работу скорых. Люди должны выходить больше, чем на ставку, некоторые так и делают. А в Новый год получается 11 машин, укомплектованных наполовину. И не только в этот день.

Ответ комитета здравоохранения Михаил Николаев считает недостоверным.

— В приказе, приведённом облкомздравом, нигде не говорится, что бригада может выехать с одним врачом и одним медработником. Просто красивый ответ для журналистов, — уверен Михаил Николаев. — Всё делается только на бумаге. Таким образом, облкомздрав через СМИ доставляет жителям региона заведомо недостоверные сведения касательно организации работы скорой медицинской помощи. За это нужно нести ответственность. Если скорая оказывает качественную скорую помощь, как объяснить смерти пациентов при приезде неукомплектованных бригад скорой медпомощи? Надзорные органы могут это проверить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем