Во вторник, 24 ноября, депутаты Госдумы большинством голосов приняли в первом чтении законопроект, внесенный депутатами Волгоградской областной думы, о возвращении региона во вторую часовую зону — к московскому времени. Самое интересное с обсуждения законопроекта собрали для вас в карточках.
Вы можете посмотреть запись пленарного заседания. Законопроект Волгоградской областной думы рассматривали 16-м вопросом (смотреть с 03:35:00):
- Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
- Алексей Куринный, депутат Госдумы РФ от компартии
- Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
- Николай Арефьев, депутат Госдумы РФ от КПРФ
- Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
- Ольга Алимова, депутат Госдумы РФ от компартии
- Татьяна Цыбизова, депутат Госдумы РФ от Волгоградской области
- Николай Осадчий, депутат Госдумы РФ, член ЦК КПРФ
- Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы:
- Павел Шперов, депутат Госдумы РФ от ЛДПР
- Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
- Игорь Моляков, депутат Госдумы РФ от компартии
- Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
- Сергей Натаров, депутат Госдумы РФ от ЛДПР
- Николай Арефьев, депутат Госдумы РФ от компартии
- Евгений Косяненко, депутат Госдумы РФ от ЕР
Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
— Постановлением Совета министров СССР от 4 января 1988 года на территории Волгоградской области был установлен порядок исчисления поясного времени, действующий для второго часового пояса — московского времени. В 2018 году состоялся переход в третью часовую зону, плюс один час к московскому времени. По результатам выявления мнения населения в 2020 году нами был инициирован обратный переход в московский часовой пояс. Для этого есть целый ряд причин. В первую очередь экономический аспект. Волгоградская область находится в Южном федеральном округе, большая часть субъектов которого относится ко второй часовой зоне. Предприниматели региона имеют устойчивые экономические связи как с соседними субъектами, так и со столицей, и отмечают нарушение деловых коммуникаций. Наиболее негативные последствия испытывают предприятия сферы связи и перевозок. Кроме того, переход на местное время оказал негативное влияние на туризм и транспорт, где необходимо единообразие времени.
Анализ в части здравоохранения показывает, что область входит во второй часовой пояс. В Волгоградской области более 90% учащихся обучаются в первую смену, с 8:00. Из девяти учебных месяцев минимум шесть дети ходят в школу по темноте, а с учетом местного времени первые уроки проводятся при искусственном освещении, что негативно сказывается на успеваемости.
В 2018 году более 58 процентов волгоградцев изъявили желание перейти на местное время. Переход в третий часовой пояс в 2018 году вызвал массу обращений, ни один прием граждан не обходился без требования вернуть привычное московское время. Это и послужило основанием для выявления мнения. В 2020 году мнение изменилось. За возвращение московского времени проголосовали свыше 65% граждан, более 889 988 человек. При любом развитии событий всегда останутся те, кто не будет удовлетворен ситуацией. И на это масса причин. Например, обсуждение исчисления времени в научных кругах. Единого мнения нет даже среди ученых. Но вторая часовая зона совпадает с природным временем Волгоградской области, исчисляемым по солнцу.
Алексей Куринный, депутат Госдумы РФ от компартии
— Резонансный вопрос. Пачки с тысячами подписей противников и сторонников. В советское время в каком времени жил Волгоград? С 25 июня по 1 июля провели выявление мнения — что это такое? Был же референдум. И по поводу заключения центра здравоохранения. Можно ли его увидеть?
Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
— С 1988 года на территории Волгоградской области действовало московское время. В 2018 году действительно был референдум, в соответствии с Конституцией РФ этот вопрос относится к ведению государства. В 2020 году проводилось мероприятие по выявлению мнения населения о нахождении в часовом поясе. Форма следующая: в 2018 году основанием являлось обращение группы, которая поставила вопрос об изменении часового пояса. В текущем году по многочисленным обращениям избирателей Волгоградской областной думой в рамках голосования по поправкам в Конституцию было принято решение о проведении выявления мнения населения с 25 июня по 1 июля о нахождении в часовом поясе. Было разработано положение, регламентирующее порядок и механизм проведения. Сформировали комиссии, порядка 1324, и в результате было проведено изучение мнения. О результатах доложил.
Николай Арефьев, депутат Госдумы РФ от КПРФ
— Вы сами сказали, что для перевода стрелок нужен референдум. А вы провели какое-то мероприятие. Вы считаете, вы имеете право нарушать законы и вместо референдума проводить мероприятия?
Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
— Речи не идет о нарушении закона. Изменения по вопросу исчисления времени относятся к ведению государства и принимаются Госдумой. Мы же в 2018 году, изучая результаты референдума, получали значительные обращения жителей, бизнес-сообщества о том, что была допущена ошибка. Было озвучено решение о том, что обязательно по прошествии определенного количества времени мы вернемся к этому вопросу. В 2020 году это обещание было выполнено и мы провели изучение мнения населения.
Ольга Алимова, депутат Госдумы РФ от компартии
— 2,5 года прошло, эти игрища с законом — понятно, что кто-то недоволен. Когда вас избирали депутатом, даже если было 49% против, вы же не отменяете путем опроса и не избираете второго, кто шел списку? Получается, когда в 2018 году принимался закон, было заключение Института медико-профилактических технологий, а сейчас нет никаких ссылок ни в пояснительной записке, ни в отзыве правительства. Не было полноценно подготовленного законопроекта, тем не менее вы сейчас с трибуны озвучиваете, что есть ряд людей, которые не согласны с той или иной точкой зрения. Вы фактически отменили самостоятельно референдум граждан, которые выбрали местное время. Почему вы не провели референдум, а решили заменить его каким-то опросом?
Татьяна Цыбизова, депутат Госдумы РФ от Волгоградской области
— Я, конечно, понимаю градус эмоций, поскольку даже в самом волгоградском обществе раскололись буквально на две практически равные части. Но я хотела бы вернуть вас к тому, что власть обязана реагировать на запросы общества. Когда область переходила из московского времени в волгоградское, были движения за волгоградское время, обращения общественной палаты, общественных организаций, и власть отреагировала. Власть оперативно отреагировала на запросы общества. Почему происходит это сегодня? Каждый из вас знает, что голоса недовольных звучат всегда громче. Недовольные мобилизуют своих сторонников, выходят на площади с плакатами.
Почему Волгоградская область приняла решение? Потому что за эти два года была масса обращений. Для меня как для представителя женского сообщества, как для матери и бабушки важно следующее: все мамы в один голос в соцсетях, в СМИ говорят о том, что это вопросы безопасности и здоровья детей, которые летом могут позволить себе все что угодно. А зимой идут впотьмах в школу, их тащат невыспавшимися в детские сады. Если брать восход солнца, он отличается от Москвы на 28 минут. Это водораздел в обществе.
Мне хочется, чтобы была поставлена жирная точка в этом вопросе, чтобы это яблоко раздора перестало существовать на нашей волгоградской земле. Есть люди, которые приветствуют летние режимы, раннее вставание. Давайте лучше продумаем летнее расписание для жизни. А так можно сколько угодно раскачивать лодку, но плыть она должна в направлении, которое задают граждане.
Николай Осадчий, депутат Госдумы РФ, член ЦК КПРФ
— У меня вопрос к докладчику [Михаилу Струку]. Вы привели много убедительных аргументов, что нужно возвращаться к московскому времени. А два года назад, когда принималось иное решение, — эти аргументы отсутствовали? Или их не слышали? И почему только Волгоград лихорадит этой проблемой? Других проблем у Волгограда нет?
Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы:
— Я делаю вывод, что действительно это вопрос непростой для области. Население примерно пополам распределилось. Люди, которые не желали перехода на местное время, не пришли на выборы. В текущем году ситуация изменилась, сторонники московского времени пришли, проголосовали, проявили активность. В 2020 году мы изучили экономический, социальный аспект, учли мнение жителей.
Павел Шперов, депутат Госдумы РФ от ЛДПР
— Этот спор напоминает спор между тупоконечниками и остроконечниками, то есть — с какой стороны правильнее бить яйцо. Понятно, что эти семь градусов долготы — это 28 минут. Ясно, что будет разница в полчаса с московским временем и каким-то другим временем, более восточным. Но не проще ли решать проблему на месте локальными нормативными актами? Изменяя, допустим, время работы тех же школ и дошкольных учреждений, предприятий? Подгонять их по времени летнему и зимнему, чтобы было удобно гражданам?
Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
— Разное время начала и окончания также вызовет десинхронизацию и рабочих процессов, и учебных процессов. Будет дисбаланс в управлении.
Игорь Моляков, депутат Госдумы РФ от компартии
— Свифт понимал природу этих споров. Она политическая. Уводят общество, в частности, волгоградцев от более насущных проблем. В связи с этим два момента: выступающие говорили от имени тех, кто говорил, что нужно вернуться в московское время. Но на местное время тоже с доводами переводились. Какой главный аргумент был для перевода на местное время? И сколько денег потребуется, чтобы перейти с местного времени на московское? Думаю, что это будет недешево.
Михаил Струк, депутат Волгоградской областной думы
— Аргументация 18 года была о том, что вечернего светлого часа не хватает. Я сегодня сказал, что, проведя анализ учебного и производственных процессов, видим, что светлый утренний час видится важнее с экономической и социальной точки зрения. Дети идут по темноте, и первый урок проводится с искусственным освещением. Как это отразится на финансовой стороне — не могу сказать. Переведем стрелки — и будем жить дальше.
Сергей Натаров, депутат Госдумы РФ от ЛДПР
— Самое страшное — это шарахание из стороны в сторону. Субъект жил десятилетия, начиная от Сталинграда, Волгограда, с одним временем. Потом кому-то в голову пришло изменить ситуацию, Понятно, что это на сегодняшний день ошибка. И люди это высказали. У нас Норильск привык жить часть жизни ночью, часть жизни в светлое время суток. Человек привыкает к тому образу жизни, по которому живет десятилетия. Надо поддержать инициативу наших коллег и закрыть эту тему.
Николай Арефьев, депутат Госдумы РФ от компартии
— Вопрос чисто политический. Никаких движений, жалоб — ничего не было. Мало того, впопыхах в плане подготовки к выборам вместо референдума провели мероприятие. Если положено — нужно проводить референдум. Я получил 630 писем, треть не отвечена. Люди возмущаются этим переводом. Мне удобно из Москвы летать в Волгоград по московскому времени. Но о чем думали два года назад, когда доказывали, что нужно перевести часы на местное время? В сельском хозяйстве животные привыкли кушать, доиться в одно и то же время. Не надо стрелки переводить, иначе весь режим рабочего времени придется переделывать.
Надо думать один раз. Мы принимаем федеральные законы. Ну как можно принять два года назад один закон, а сейчас — прямо противоположный. Создано три общественных организации по возврату местного времени. Значит, через год опять будем этим заниматься. Нам делать больше нечего? У нас нацпроекты не выполняются. Давайте снимем с рассмотрения и успокоим волгоградцев.
Евгений Косяненко, депутат Госдумы РФ от ЕР
— С учетом мнения «Единой России» считаю, что необходимо принять закон.