Уже три года жители трехэтажного дома № 29 на улице Котовского в Дзержинском районе пытаются отстоять свое единственное жилье в Волгограде. Купив несколько лет назад квартиры и получив все документы на жилье, они стали заложниками спора с администрацией Волгограда, вдруг решившей, что их жильё — самострой.
— Когда мы покупали квартиры здесь в 2011 году, мы были уже вторыми, третьими и даже четвертыми хозяевами, — со слезами на глазах рассказала одна из жителей дома Галина Киселева. — Нас абсолютно ничего тогда не смущало. Продавец предоставил все документы на дом. Мы ведь все переоформляли потом на себя. Почему нас тогда не развернули обратно в той же администрации? Почему тогда никто и ничего не заподозрил, а в 2016 году администрация вдруг решила, что наш дом — самострой?
В трехэтажном доме живут одни пожилые женщины. Этот маленький женский островок посреди Волгограда приговорен к сносу, но волгоградки так просто не сдаются — они борются до последнего.
— Мы и знать не знали, что наш дом — самострой, — рассказала Галина Киселева. — Только в 2016 году из новостей в интернете мы узнали, что наши квартиры должны по закону снести. Я тогда была в Москве, у меня только внучок родился, и я поехала помочь молодым. Мне тогда плохо стало, и я еле вынесла этот удар. Мы начали работать над защитой нашего дома — в суде мы просили его не сносить, ведь это наше единственное жилье. Нам было дано время и список нарушений, которые мы должны были устранить. Написали нам полную замену септика, вентиляции и потребовали установить противопожарную лестницу. Все это обошлось нам в почти полмиллиона рублей. Но до сих пор нет никаких гарантий, что список требований вдруг не вырастет еще на несколько пунктов.
Нонна Степанова купила квартиру в доме на Котовского для своей дочери, но девушка не может ни въехать в него, ни прописаться в квартиру.
— В 2016 году мы купили квартиру для дочери, — рассказала Нонна. — Но Полина до сих пор живет с нами, потому что квартира находится под арестом. Когда мы квартиру покупали, мы собирали пакет документов для органов опеки, и даже у них тогда не возникло никаких вопросов. А самое интересное, что примерно через несколько месяцев мы узнали о том, что квартиры наши придется снести.
Когда начались судебные тяжбы, у Галины Киселевой на нервной почве развился сахарный диабет. Невестка женщины — Анастасия не смогла прописать своего новорожденного сынишку в своей квартире. А девочке из семьи, переехавшей в Волгоград из Донбасса, отказывали в праве сдать экзамены из-за прописки в арестованном доме.
— Эта земля попросту нужна кому-то, — считают волгоградки. — Иначе зачем нас преследует администрация, которая сама же принимала несколько лет назад все документы? А тут нам надо и дом снести, и на улицу уйти жить, и кости свои сверху на дом положить. Мы ведь не сидели сложа руки все это время. Мы пытались устранить те нарушения, что нам приписала администрация. Мы установили лестницу почти за 400 тысяч рублей, вентиляцию поменяли, септик, новую воду провели, счетчики везде поставили. И когда мы счастливые пришли в суд и представили документы, нам их просто швырнули обратно со словами: «А вы что, все устранили?».
Людям некуда пойти — дом на Котовского единственное жилье для них. В связи с постоянными перестановками в органах власти люди до сих пор вынуждены находиться в подвешенном состоянии и искать пути решения их проблемы.
— Мне вот пришлось голодать практически на протяжении двух месяцев, чтобы собрать необходимую сумму для оплаты взноса на установку лестницы, — рассказала одна Людмила. — У нас просто напросто нет денег ни на снос, ни на покупку нового жилья. Мы затянули пояса и постарались сделать все, чтобы сберечь свой дом.
Два года назад жители дома на Котовского смогли переоформить землю и дом под малоэтажное многоквартирное строение. Тем не менее судьба трехэтажки, в которой живут девять семей, до сих пор под вопросом. По словам жителей проблемного дома, их кормят «завтраками» и обещаниями рассмотреть проект мирового соглашения уже несколько месяцев.
В администрации Волгограда подтвердили V1.RU, что работа над проектом мирового соглашения все-таки ведется, отметив, что с 2014 года специальные комиссии администраций районов еженедельно проводят осмотр территорий в поисках самовольно построенных домов..
— Дом № 29 на улице Котовского построен на участке, предназначенном для возведения индивидуального жилого дома. За разрешением на строительство дома застройщик в муниципалитет не обращался, право собственности на объект и сделки купли-продажи оформлялись в Управлении Росреестра по Волгоградской области без уведомления органа местного самоуправления, — сообщили в пресс-службе администрации Волгограда. — В 2016 году в ходе планового выезда комиссия по вопросам самовольного строительства в Дзержинском районе установила, что по данному адресу возведен объект с признаками многоквартирного дома — его владелец самовольно разделил дом на восемь квартир и распродал их. Внешний осмотр показал, что на каждом этаже трехэтажного дома расположены квартиры с жилыми комнатами, кухнями, санузлами, с отдельными выходами, имеются элементы общего имущества: лестницы, коридоры. Эти и иные признаки строительства многоквартирного дома на участке, предназначенном под ИЖС, были зафиксированы в акте осмотра.
—Так как безопасность проживания для граждан в самовольно возведенном многоквартирном доме могут подтвердить только специалисты, судом была назначена экспертиза, которая установила, что здание построено с нарушением градостроительных и противопожарных правил: несоблюдение вида разрешенного использования земельного участка, несоответствие минимальных отступов стен объекта капитального строительства от границ соседнего земельного участка установленным нормами размерам, отсутствие в доме системы противопожарной защиты. По закону, многоквартирный дом, не соответствующий установленным требованиям, должен быть снесен. Несмотря на то, что дом по улице Котовского, 29 по решению суда подлежит сносу, муниципалитет вместе с собственниками жилых помещений провел работу по сохранению объекта: основные выявленные экспертизой нарушения собственники помещений устранили. Эти действия позволят придать объекту правовой статус жилого многоквартирного дома. В настоящее время идет работа над проектом мирового соглашения. Аналогичная работа проводится и по другим самовольно построенным объектам с признаками многоквартирного жилого дома. Муниципалитетом оказана помощь жителям 61 дома, которые при взаимодействии с властями смогли устранить выявленные экспертизой нарушения, подтвердив безопасность проживания, и сохранить свое жилье.
Этой зимой мы писали о подобной истории с внезапно найденным чиновниками «самостроем». Жители Дзержинского района спустя несколько лет счастливой жизни на Рахинской, 77 узнали, что их двухэтажка возведена незаконно, а им нужно не просто выселиться, но еще и заплатить пять миллионов рублей за снос.
Диана Бакулина