Девочке Лене из Калужской области в октябре 2017 года было 11 лет и 8 месяцев. Вечером 13 октября, когда взрослые легли спать, она за ноутбуком отчима в социальной сети «ВКонтакте» познакомилась с 17-летним Семёном из Волгограда в приложении «Любовь». На террасе во дворе дачного домика девочка разделась перед наблюдавшим за ней по ту сторону экрана парнем. Последующая злая шутка подростка, разместившего фотографии совсем не юной на вид особы, была оценена судом в 2,5 года колонии общего режима по особо тяжкой статье.
Родители волгоградца шокированы, что суд обосновал реальный срок заключения необходимостью воспитания и для осознания Семёном содеянного. Родные и адвокат считают, что тюрьма только искалечит жизнь мечтавшему стать учителем географии парню, а в его поступке не было и капли намерений склонить открытую и сведущую об интимных отношениях девочку к насилию.
«О взрослых отношениях ничего не знаю, люблю Ольгу Бузову»
— Я учусь на четвёрки и пятёрки, — рассказала следователям Лена, что отмечено в протоколе допроса. — У меня только две тройки — по физкультуре и английскому языку. Я не курю и не пью, люблю рисовать, три года уже хожу в воскресную школу.
Оперативникам девочка заявила, что о взрослых отношениях она ничего не знает.
— Я люблю слушать музыку. Моя любимая исполнительница — Ольга Бузова, — пояснила следователям школьница. — На 10-летие родители разрешили мне завести страничку во «ВКонтакте», — отметила Лена. — Страничку регистрировала старшая сестра. Свой год рождения я не указывала, поскольку там стоит ограничение на мой реальный возраст.
«В конце ждёт сюрприз»
Осенний субботний вечер девочка проводила в любимой сети.
— В ночь с 13 на 14 октября, когда родители спали, я сидела в интернете во «ВКонтакте» на террасе на даче. В друзья ко мне добавился «Семен Белый», — пояснила девочка. — На фото был парень с двумя бутылками вина в руках. Я посмотрела, что на вид ему 14–16 лет. Минут через 10 я его добавила.
Пообщавшись в сети больше часа, молодые люди решили познакомиться вживую.
— Я вышла в скайп со страницы своего отчима, за чьим ноутбуком и сидела. Вначале мы просто смотрели друг на друга. Так мы промолчали около двух минут, а потом вызов прекратился, — вспоминает школьница. — Он написал мне во «ВКонтакте», что будет давать мне задания, которые я должна выполнить. А в итоге меня ждёт приз. Я восприняла это как игру и решила выполнить задания «Семёна».
Волгоградский «Семён» попросил девочку снять поочерёдно всё, что было на ней надето, чему она, судя по переписке, и не сопротивлялась.
— Он попросил снять с меня тунику, потом топик. Таким образом я оголила грудь. Показала ему её поближе на камеру. Он сказал, что она классная, — отметила калужанка. — По его просьбе я сняла бриджи и повернулась к нему попой. К нему спиной встала на диван на колени и простояла так около минуты. Потом он попросил снять трусы. Я согласилась не сразу.
Ребёнок уверяет, что парень угрозами заставил её полностью раздеться.
— Тогда он начал писать агрессивно и угрожать, что если я этого не сделаю, то он взломает мою страницу и опубликует сделанные фото груди и попы. Я сделала это, чтобы было видно часть ниже живота и грудь и стала трогать себя там правой рукой.
Девочка продолжила выполнять просьбы нового друга по переписке.
— Потом он попросил дать ему мой логин и пароль от страницы, чтобы якобы проверить, есть ли у меня парень. Я подумала и согласилась, — говорит Лена. — Далее я увидела, как на моей странице начали появляться мои обнаженные фотографии. Их было не меньше трёх. У меня был изменён статус во «ВКонтакте» на запись предложений услуг интимного характера.
Школьница не на шутку испугалась и попыталась удалить фотографии.
— Я испугалась и захотела удалить фото, но у меня не получилось. Это были скриншоты с нашего видеообщения, — вспоминает ребёнок. — У меня началась истерика, я заплакала и разбудила маму. При этом я опустила задранную до этого тунику. Я показала маме фото на моей странице и сказала, что её взломали. Я испугалась говорить правду и сказала, что это не мои фотографии и не знаю, откуда они вообще.
Решил пошутить
Волгоградец рассказал оперативником совсем другую историю.
— В тот вечер я был дома с бабушкой, отчимом, мамой и сестрой, — указал в своих показаниях Семён Набиркин. — Играл в «Танки». Потом мне стало скучно, и я зашёл в соцсеть для общения. Там есть приложение «Любовь», в котором регистрироваться можно только с 16 лет. Через вопросы о личных предпочтениях приложение свело меня с Леной. Хотя наши ответы не совпали, она первая написала мне в чате. Фото я её тогда не видел.
Полуночная переписка наскучила волгоградцу.
— Часа полтора мы общались на общие темы. Потом на экране компа всплыло сообщение «обновите скайп». Призадумался и предложил Лене пообщаться вживую. Она согласилась.
Ожидания от миловидного облика собеседницы у 17-летнего подростка мгновенно улетучились.
— Когда я увидел её, то внешний вид мне не понравился. Она тучная, у неё слишком много лишнего веса, — рассказал оперативникам Семён Набиркин. — По внешнему виду я посчитал, что девушке 14–15 лет.
Семён решил разыграть новую знакомую.
— На тот момент я не очень задумывался о причинах, побудивших меня так действовать, как, впрочем, и о дальнейших последствиях для меня и неё, — говорил волгоградец следователю. — Когда размещал скриншоты на её страничке, обратил внимание, что не указан год рождения Лены. Но были сведения об обучении девушки в вузе. Поэтому и думал, что ей не меньше 14–15 лет. Потом на своей и её страницах удалил переписку, занёс Лену в «черный список» и лёг спать.
Об 11-летнем возрасте девочки, ставшим главным аргументом на суде по обвинению в особо тяжкой статье, волгоградец ничего не знал.
— У меня был неисправен микрофон на ноутбуке, потому мы переписывались во «ВКонтакте», а видели изображение друг друга в скайпе, — отметил Семён Набиркин. — Когда я предложил Лене раздеться, то между нами не было ещё общения о нашем возрасте. Только позднее она спросила, сколько мне лет. Я ответил, что мне 17, а она — что ей 12 лет. Я не поверил ей, так как она выглядела заметно старше. Я написал ей об этом, но она не стала продолжать обсуждать эту тему. Я и не настаивал, так как был уверен, что общаюсь со взрослой девушкой.
Всё-таки 12 лет
Убрать компрометирующие фотографии Лене помогла сестра, когда многие знакомые школьницы уже увидели её в неглиже. В тот же день забили тревогу родители одноклассников Лены, узнавшие от своих чад о ню фотографиях и «приватных услугах» девочки в соцсети.
Только через день, 18 октября, мама ребёнка обратилась в полицию. Дело передали в Следственный комитет. Им занялся лично руководитель следственного отдела майор Дмитрий Анненков.
Девочку допрашивали несколько раз. Она меняла свои показания по нескольким моментам рокового вечера.
В марте девочка вспомнила, что писала во «ВКонтакте» Семёну, что ей 12 лет. А его настойчивость в общении восприняла как понуждение.
Ещё полтора месяца 17-летний волгоградец Семён Набиркин спокойно жил в семье вместе с мамой, отчимом, бабушкой и младшей сестрёнкой. Мама разрешала ему по выходным засиживаться вечерами за ноутбуком и играть в танчики. Никто ничего не подозревал, пока в жизни Семёна не случился крутой поворот.
«Жизнь разделилась на до и после»
— 29 ноября в 6:00 в дверь постучали, — рассказала корреспонденту V1.RU бабушка Семёна Елена Евгеньевна. — Открыла дверь, а там стоял майор Дмитрий Анненков, предъявивший ордер на обыск в компании трёх оперативников. Как оказалось, оперативная группа из Калужской области приехала в составе восьми человек. Они стали по периметру дома и надеялись задержать опасного педофила.
Семёна вытащил из кровати и сонному предъявили обвинение.
— Следователь начал спрашивать его, что он делал в ночь с 13 на 14 октября, но внук ничего не помнил и не мог спросонья ничего ему объяснить, — говорит бабушка Семена. — Его мама в это время лежала на сохранении. Майор был крайне удивлён, что перед ним обычный мальчишка, а не злостный преступник. Он сурово сказал Сёмке: «Теперь твоя жизнь разделилась на до и после той ночи».
Пока волгоградец собирал вещи, следователи пытались припомнить ему обстоятельства переписки.
— На него даже не стали одевать наручники. Просто сказали: «поехали», — вспоминает Елена Евгеньевна. — В тот же день он дал показания. Мы общались со следователем, он сказал, что максимум что может сделать — это добиться не содержания под стражей, а домашнего ареста. Такую меру пресечения и избрал Советский районный суд Волгограда.
Сейчас Семён Набиркин и его родные жалеют о помощи приставленного адвоката и подписанного первого протокола допроса, где волгоградец указал, что знал об 11-летнем возрасте «подруги».
«За шалость сажать в тюрьму?»
Семена Набиркина обвинили в совершении преступления по статье «Насильственные действия сексуального характера» с использованием беспомощного состояния девочки.
— Он действовал умышленно без применения насилия, осознавая противоправность своих действий и их направленность на формирование у девочки стандартов безнравственного и непристойного поведения, тем самым нарушая нормальное сексуальное развитие и половое воспитание малолетней, — заявлял следователь Дмитрий Анненков. — Молодой человек достоверно знал возраст ребёнка. Осознавал, что девочка не может понимать характер и значение совершаемых с ней действий, то есть находится в беспомощном состоянии. Сами действия обвиняемый совершил с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей и побуждал к ним интерес девочки.
Расследованием дела занимались в Советском районе Волгограда, а затем — в Главке СУ СКР по региону.
— Семён долгое время находился под домашним арестом. Ходил с браслетом, — говорит мама осуждённого. — Сумел в таком положении хорошо сдать экзамены и поступить в колледж. Сейчас у него там оформлен академический отпуск. Несколько балов не хватило на поступление в ВолГУ на геофизику — Семён мечтал стать учителем географии.
Близкие волгоградца были шокированы суровым обвинением.
— Он не совершал преступления по статье, по которой судят маньяков и насильников, — говорит мама Семёна Набиркина. — Следствие строило всё дело на том, что он якобы знал возраст девочки. Он в первоначальных показаниях подписал всё, что говорил следователь и советовал приставленный адвокат, о котором мы потом сильно пожалели.
Родные осуждённого считают, что к страшной статье парня подвели безосновательно.
— Просто по другим «сексуальным» статьям Семёна нельзя было осудить, так как по ним наказывают только с 18-летнего возраста. А ему было всего 17 лет, — рассуждает Мария Набиркина. — Да и сами обвинения в беспомощном состоянии девочки выглядят нелепыми. А по внешнему виду ей никак не дашь 11 лет.
В доме Семёна ничего не говорит о том, что здесь живёт опасный преступник. Бабушка гордится десятками грамотами и похвальными листами внука.
— Вот он помогал убирать мусор, а это грамоты за хорошую учёбы и места на олимпиадах по географии и истории, — говорит Елена Евгеньевна. — Он мечтал стать учителем географии. Каждые выходные ездил в Кировский район, где покупал продукты и убирал дом своей 82-летней прабабушки.
Девочками волгоградец, как мужчина, не интересовался.
— Он играл с друзьями за компьютером в эти танки. Но в тот вечер у него сломался микрофон, вот он и полез в соцсети, — отмечает мама Семёна. — Он общался в игре с приятелями, а тут был лишён этой возможности. Вот и занялся ерундой. Все, кто его знают, не верят в жуткое обвинение.
На внешний вид волгоградец — совсем не смахивает на опасного педофила.
— Да даже следователи во время задержания удивились, — говорит бабушка осуждённого. — Они ожидали увидеть совсем другое, а тут перед ними предстал щуплый и маленький школьник. Поэтому и наручники постеснялись надеть.
Проведённая психиатрическая экспертиза показала, что Семён Набиркин ещё не достиг полового созревания.
— Он не достиг нормального сексуального развития, не достиг половой зрелости, — отмечает адвокат Александр Ласкин. — Да, его действия порочат честь и достоинство девочки. Он распространил эту информацию в социальной сети. По моему убеждению, его действия попадают под статью «Клевета».
В показаниях сам Семён указал, что о взрослой любви только слышал от других.
— В половые отношения с девушкам я не вступал, но знаю о них по разговорам с мамой и друзьями. Угроз девочке я не высказывал. Зачем я всё это сделал, затрудняюсь объяснить даже себе самому.
Переписка
В распоряжении редакции V1.RU находится переписка между молодыми людьми. По причине большого содержания нецензурной лексики со стороны обоих её участников, мы не можем привести её полностью. Вопрос о возрасте девочки поднимался в ней всего один раз.
— Тебе сколько лет? — спрашивала Лена.
— 17. А тебе?
— 12.
— Да ты прикалываешься!
Никаких других упоминаний о возрасте нет, как и угроз в адрес девочки.
— А что будет, если я этого не сделаю? — интересуется девочка, после неловкого предложения Семёна снять последний элемент одежды.
— Я перестану с тобой общаться! — ответил волгоградец.
Семён действительно обещал девочке приз за прохождение всех этапов «испытания».
— Я тебе тоже кое-что покажу. Будет сюрприз.
Переписка между несовершеннолетними закончилась, когда Семён опубликовал откровенные фотографии девочки на её странице.
— Смотри сюрприз! — поставил жирную точку в общении волгоградец и вышел из сети.
«Дома испортили, а колония исправит»
Родители девочки от следствия отстранились.
— Нам с самого начала запретили с ними общаться следователи. С материалами расследования они не знакомились, — отмечает Мария Набиркина. — В суде участия не принимали. Мы думали подать на них ответный иск, но нас отговорили. В переписке Лена сожалеет, что не может заняться интимом с Семёном. Этот тоже говорит о ненормальном её состоянии. Может быть, стоит поставить девочку на учёт. Да и что она делала в приложении, где сидят подростки от 16 лет? Куда смотрели родители?
Адвокат Александр Ласкин, взявшийся за защиту Семена Набиркина, уже перед судом, уверен, что нельзя отправлять за решётку подростка за обычную шалость.
— Выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными во время заседания, — рассказал Александр Ласкин. — Оценка достоверности показаний потерпевшей и обвиняемого указывают на наличие обвинительного уклона. Суд не замечает обстоятельства, опровергающее достоверность показаний девочки и подтверждающие достоверность слов Семёна о его незнании реального возраста Лены. Суд не стал принимать во внимание бесспорное доказательство — содержание переписки в соцсети.
Защитник уверяет, что Семён не знал о возрасте девочки и общался с ней только в переписке.
— У него был сломан микрофон, и сказать ему возраст она не могла. А в переписке указала — 12 лет, — говорит Александр Ласкин. — Это подтвердила на одном из допросов и пострадавшая. В приговоре этих данных нет. Уже когда появилась переписка, девочка сообщила, что ей 12 лет, а не 11, как она заявляла первоначально. Не нашлось места в переписке шантажу, заявленному вначале девочкой. А это опровергает факт её принуждения Семёном.
Волгоградский областной суд оставил приговор первой инстанции, определивший Семёну Набирикину наказание в виде двух с половиной лет лишения свободы вначале в исправительной колонии для несовершеннолетних, а потом общего режима, в силе.
27 декабря Семёну исполнилось 18 лет и через месяц он отправится из Камышина во взрослую колонию в Волжском. Сам волгоградец разочарован правосудием, а его близких в приговоре больше всего поразили не столько кружева юридической казуистики, отправившие их Сёмку в колонию, сколько обоснование его содержания за решёткой.
— В приговоре указано, что в семье ему не дали должного воспитания, а содержание в заключении перевоспитает его, — недоумевает Мария Набиркина. — Кого тюрьма перевоспитывала? По таким обвинениям можно пол-России пересажать. Я не знаю, каким человеком он выйдет оттуда. Мы готовим очередное ходатайство и намерены пройти все возможные инстанции, но боюсь, что к этому времени он отсидит весь срок. Нельзя же ломать мальчишке жизнь из-за глупости двух детей в интернете.
Алексей Серебряков