Кусок картона, несколько механизмов и безграничная фантазия. Идеальный набор для игрушечной собаки, которая дружелюбно протягивает лапу всем гостям школы роботехники. Чтобы оценить нешуточные и совсем недетские эксперименты, взрослым скептикам хватает одного занятия на пару с юными Кулибиными.
Не обращая внимания на выросших словно из-под земли гостей, двое школьников с жаром обсуждают своего нового робота: «А если так припаять?». Понять их птичий язык или, тем более, разобраться в хитросплетениях проводов — задача не для дилетанта. Оценив техническую безграмотность собеседников, робототехники переходят на «light — уровень».
— Мы строим робота-пожарного, который будет искать и тушить свечу в большом доме, — рассказывает юный Кулибин Дмитрий Горшенев. — Задача, прямо скажем, непростая. Ему предстоит пройти по лабиринту и не снести никаких конструкций. Понимаете, робот — штука примитивная. Будет делать лишь то, что ему сказали и чему научили. А свеча — это не калиброванный источник света. Светит то ярче, то тускнее — это раз. Меняется в размерах — два. Стоит подуть ветру или загореться вспышке, и наш робот может «потеряться». Чтобы не попасть впросак, прорабатываем все варианты.
Снарядить необычного пожарного обычной водой у юных изобретателей не получилось. Желая блеснуть на конкурсе роботов не только технической мощью, но и оригинальностью, ученики школы робототехники решили: Будем тушить спреем. Но снова незадача. Оказалось, что эта гениальная идея в прошлом году уже осеняла головы конкурентов.
— В итоге они решили, что пожарный будет поливать свечу газовым баллончиком с углекислотой. Ребята стараются сделать робота самостоятельно. Иногда, правда, просят старших коллег помочь с программированием. Но на деле оказывается, что куда проще найти ответ экспериментальным путем, чем разобраться в эмоциональных подсказках других учеников, — уверен руководитель детской школы робототехники Александр Галкин. — Наш пожарный сделан на платформе arduino. Каждая деталь подбирается отдельно (и никаких готовых конструкций). Понять, куда идет тот или иной проводок, сейчас смогут только сами изобретатели.
Если вы собрались на экскурсию в школу робототехники, готовьтесь удивляться. И оригинальным идеям, и возрасту начинающих изобретателей. Сортировщик кубиков, распознающий разные цвета, хлебопечка или недетское предложение об автоматизации работы волгоградской подземки — дело рук учеников начальной школы.
— У нас нет ни одной взрослой работы. Наша главная задача — вырастить из них изобретателей и научить пользоваться теми знаниями, которые они получают в школе, — комментирует Александр Галкин. — Сначала мы задаем своим ученикам тренд и отрабатываем с ними классику робототехники. Когда у них появляется не только опыт, но и знания, они могут выбирать свое собственное направление.
Наряду с изобретениями, над которыми работают мировые компании, в школе рождаются по-детски озорные и шуточные роботы. В компанию к дружелюбной собаке, которая по замыслу юных изобретателей должна делиться конфетами, ученики положили бластер, появившийся из старой растерзанной дрели.
— Кто-то работает над машинкой, которая сама останавливается перед светофором, а кто-то мастерит такую вот роботизированную игрушку, — рассуждает Александр Галкин. — Здесь не так важно, собираешь ли ты робота из металла или делаешь его из обычной картонки. Главное включать не только логику, но и фантазию.
После такого эффектного представления у многих посетителей возникает лишь пара вопросов: в какой лаборатории куют робототехников и можно ли ученикам с мирскими знаниями попасть в их касту?
— Безусловно, у нас есть одаренные дети, — комментирует Александр Галкин. — Но большинство учеников — обычные ребята, которые начинают знакомство с робототехникой с обычного «Lego». На занятия приходят четырехлетние дети, которые сперва просто играют, а потом вполне серьезно обсуждают: из чего состоит тот же трансформер? Как его можно сделать? Юные робототехники начинают креативить и выдавать на гора какие-то оригинальные и интересные идеи.
С чего начинается робот?
За десять минут до занятий младшая группа юных изобретателей, многим из которых стукнуло всего по пять лет, кажется обычной группой в детском саду: такой же шумной и не в меру активной. Чтобы повзрослеть, маленьким «почемучкам» стоит достать своих первых роботов: на полках пестрит разноцветный богомол, который двигает лапами, акула «Страшная молния» с необычной легендой и еще с десяток питомцев роботизированного зоопарка.
— Обучение самых маленьких конструкторов (некоторым из них всего 3,5 года) начинается с правильной укладки кубиков, — рассказывает о тонкостях педагогического процесса преподаватель дошкольный группы Екатерина Галкина. — Постепенно мы знакомимся с механизмами — дети собирают шестеренки, работают с зубчатыми и червячными передачами. Некоторые соблюдают инструкцию, а другие отбрасывают все листки и мастерят что-то свое.
Если на первых порах начинающим изобретателям разрешают отвлечься от теории и погонять машинки, то уже с первого класса все игры сменяются серьезной наукой. На очереди — программирование!
— Занятие учеников постарше начинается с постановки задачи: робот должен подняться на канат. Из «ингредиентов»: лего, один брик, три мотора и фантазия, — уточняет преподаватель школы робототехники Никита Бажов. — Отработав механизмы захвата, изобретатели начинают строить основную конструкцию. Проверено опытным путем: самые простые конструкции оказываются и самыми надежными. Это все равно что автомат Калашникова: простой, но проверенный временем. После занятия я чаще всего слышу две фразы: «Можно забрать робота домой?» и протяжное «Не разбирайте моего робота. Он самый родной».
Наблюдая за роботами — пауками, которые должны, словно канатоходцы пройти по строго очерченной линии, педагоги рассказывают о творческих дуэтах. По их словам, с возрастом изобретатели перестают быть одиночками и, понимая свои слабые стороны, ищут напарника — один на пятерку закручивает болты, а другой мастерски пишет программы.
— Когда у ребят есть свободное время, они пытаются прокачивать свои слабые стороны. Но все равно у каждого из них есть своя фишка, — уверен Никита Бажов. — Впрочем, есть и те, кто самостоятельно строит робота «от сих до сих». С одной стороны, это даже удобнее: только ты знаешь, что происходит в каждой части робота. Но все же тратишь на его строительство гораздо больше времени. Кстати, если юный роботехник за неаккуратные и отваливающиеся детали на соревнованиях лишится пары-тройки лишних баллов, то взрослый конструктор останется при своих. Главное, чтобы все работало словно часы, и примитивная машина с полуслова понимала своего мастера.
Узнавайте новости, открывая мессенджер. Делитесь с друзьями в контактной книге через короткие сообщения всем, что происходит в Волгограде. Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1
Фото: Виктория Рындина