Какова роль науки и образования в судьбе проектов по развитию территории? В преддверии Дня российской науки мы поговорили с директором Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС Игорем Тюменцевым.
— Есть мнение, что сегодня наука в России находится в затяжном кризисе. Как выйти из этого «виража», и есть ли у волгоградского региона реальные перспективы на развитие?
— Сегодня пришло осознание того, что наука — это один из главных рычагов прорывного развития страны в целом и регионов в частности. Об этом четко и ясно сказал наш президент В.В. Путин и продемонстрировал это на примерах новых образцов вооружения.
Изучение опыта хозяйствования в нашей стране показывает, что в императорской России, в СССР лишь в отдельные периоды достигалось реальное взаимодействие науки и практики: 20-е годы ХХ века, в Великую Отечественную войну. Главное, чтобы призыв президента не остался декларацией. Сейчас для того, чтобы наша страна восстановилась и вышла на уровень великой державы, необходимы не только прорывные научные исследования, а, главное, их реальное внедрение. Нужны не уточнения, развитие уже открытого, а неожиданные нестандартные открытия и решения.
— Был ли опыт реализации столь грандиозных проектов на нашей территории?
— Еще Петр I задумывался о строительстве масштабного транспортного узла между Волгой и Доном — Дмитриевска, через который должен был пройти Волго-Донской канал и который должен был стать «южным Санкт-Петербургом». Но из-за Северной войны ничего не получилось, был построен маленький уездный город Камышин, а строительство канала заброшено. Больше к этому проекту не возвращались.
Сейчас идет проектирование канала «Волго-Дон-2», что создает условия возвращения к идее Петра — создания мегаполиса между Доном и Волгой с двумя портами в Волгограде и Калаче-на-Дону, транспортными коридорами по Волге и Дону (север-юг) и двумя ветками Волго-Донского канала (запад-восток). Реализация этой концепции развития может привести к созданию мощного промышленно-транспортного узла на «Шелковом пути». Ни Самара, ни Саратов, ни Астрахань не смогут стать нам конкурентами. Правда, есть и альтернативный проект канала по Манычу, который активно отстаивает Южный научный центр РАН в Ростове-на-Дону.
«Волго-Дон 2» — проект судоходного канала, соединяющего Волгоградское водохранилище (река Волга) и реку Дон. В отличие от существующего Волго-Донского судоходного канала, начинающегося южнее Волгограда, «Волго-Дон 2» должен был начаться от посёлка Ерзовка на Волгоградском водохранилище, выше ГЭС, и идти на запад. Строительство было развернуто в 1980-ых годах, но остановлено в 1990 г. в связи с ухудшением экономической ситуации в стране.
— Новые взгляды требуют новых подходов. Как сегодня должно складываться взаимодействие науки и заказчика, если Волгоград хочет реализовать такой масштабный проект?
— Нам нужны сильные кадры, которые будут уметь работать и мыслить нестандартно, выстраивать процесс взаимодействия науки с реальной практикой: предприниматели, реальные практики-управленцы, ученые, кто имеет опыт формирования и реализации подобных проектов, кто может взять на себя ответственность за разработку каждого этапа. В 20-х годах ХХ века из таких людей формировались комиссии ВСНХН (Высшего совета народного хозяйства. — Прим. ред.), которые работали над конкретными проектами и обеспечивали их внедрение.
— Что и как должны преподавать в вузе, чтобы научить мыслить нестандартно, воспитать сильных управленцев?
— Чтобы научить нестандартно мыслить, нужно учить критически относиться к получаемой информации, анализировать, а не только заниматься синтезом. Молодежи нужно учиться разысканию (эвристика) необходимой информации, критически осмыслять ее достоверность (слишком много фейков), уметь ее интерпретировать (герменевтика). Думаю, что источниковедение нужно сделать обязательной составляющей для общественных и гуманитарных наук. Мы имеем печальный пример конструирования прошлого, когда одна из наиболее развитых европейских наций за 13 лет фашистского режима превратилась в машину уничтожения человечества.
— Как в РАНХиГС студенты получают практические навыки и знания?
— Нам удалось сохранить максимально возможный по стандарту объем аудиторной нагрузки, так как мы понимаем, что навыки и умения не передаются через интернет. Но есть проблемы. Основными работниками являются доценты и профессора, зачастую не имеющие опыта государственной и муниципальной службы. Именно поэтому мы стараемся приглашать на преподавательскую работу практиков с большим служебным опытом. К сожалению, мы не можем достойно оплачивать их труд, так как они не имеют педагогического стажа. Этот вопрос требует решения, которое сейчас готовится в Москве.
На каждом курсе обучения у наших студентов есть практика. Они проходят ее в Гордуме, администрации города и региона, в муниципалитетах и крупных компаниях. Мы даем базовое образование, а навыки управления молодые специалисты получают во время практик, а по окончании вуза на курсах переподготовки и повышения квалификации.
Кроме того, РАНХиГС действительно удалось создать на базе института площадку для обмена опытом и повышения квалификации действующих руководителей и управленцев.
— Действительно ли выпускники ваших программ переподготовки и повышения квалификации входят в кадровый резерв региональных и федеральных управленцев?
— Да, на базе вуза открыта «Школа кадрового резерва» — предвестник федеральной программы «Лидеры России». Мы осуществляем профессиональную подготовку, переподготовку и информационную поддержку будущих управленцев. Сюда могут попасть все желающие построить политическую карьеру — как студенты, магистранты и аспиранты, так и государственные и муниципальные служащие, работники бюджетных организаций. Они получают реальные знания, умения и навыки из уст действующих управленцев. В числе экспертов Школы кадрового резерва начальник отдела государственной службы управления по вопросам государственной службы и кадров аппарата губернатора Волгоградской области Ольга Родина и председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов, председатель Общественной палаты Волгоградской области Татьяна Гензе и другие. Из числа выпускников Школы формируется кадровый резерв органов государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, при поддержке губернатора на базе РАНХиГС в рамках «Высшей школы государственного управления» мы создали курсы повышения квалификации действующих районных и муниципальных управленцев. Здесь конкретный заказ Аппарата губернатора и обучающихся и совместно отобранные преподаватели: работники Аппарата губернатора и Администрации Волгоградской области, руководители профильных комитетов Администрации Волгограда, депутаты, ведущие ученые и общественные деятели. Процесс подготовки происходит конкретно, максимально эффективно и быстро. Это пример реального соединения науки и практики.
Выпускники и слушатели Академии получают реальные практические знания и опыт, на которых сегодня должна строиться вся система устойчивого развития региона в целом. Иными словами, возможность реального технологического прорыва напрямую связана с решением целого комплекса проблем в системе современного образования и науки.