Напечатать пластмассовую челюсть на 3D-принтере, узнать о типировании генов при развивающейся опухоли и увидеть целую галерею самых современных микроскопов волгоградские школьники и студенты смогут на новой площадке инновационного творчества.
Столько ученых — уже забравших все научные степени и только начинающих свою карьеру — новая лаборатория при медицинском университете не видела еще ни разу. На каждом столе — и свой антураж: напечатанная челюсть и сотни маленьких пластмассовых микроскопов.
— Лаборатория, в которой мы сейчас присутствуем, уникальная. У нас есть четыре медико-биологических класса в разных лицеях Волгограда. Теперь школьники смогут узнать о прорывных технологиях: 3D-принтеры, типирование генов при опухоли, — поделился ректор Волгоградского медицинского университета Владимир Петров. — Почему сейчас с вовремя диагностированной опухолью люди живут не год, а семь лет? Все дело в новом подходе. Типирование и обнаружение генов, которые чувствительны к тому или иному химиопрепарату. Это очень тонкое дело. Фактически —это детский сад того центра на Новороссийской, 39, в котором работают академики. Это классно! Дети могут видеть новейшие достижения медико-биологической науки.
Неофитов, которые при виде красного пластмассового черепа вспоминают лишь несчастного театрального Йорика, в новой лаборатории не оставляет лишь одна мысль: будущее уже наступило. Теперь и школьники, и студенты могут работать со всеми известными сегодня микроскопами — хоть с обычной световой микроскопией, хоть с контрастной или люминисцентной.
— Одним из направлений в лаборатории инновационного творчества стало редактирование генома. Это первые шаги, которые позволят студенту освоить основные навыки по генной модификации организма, — рассказал заведующий лаборатории, начальник отдела инноваций Григорий Снигур. — Еще один блок посвящен работе с геномом не только человека, но и других биологических видов. Тут наши ученики могут создавать ДНК-зонды, опробировать их и смотреть, как это все работает. В лаборатории смогут заниматься и те, кто интересуется мутацией. С развитием химических производств эта направление становится еще важнее.
Школьникам, которые решили связать свою жизнь с медициной, дают полный простор для творчества — тут можно выйти и на уже проторенную дорогу, и принести свою собственную идею.
— На площадке «Биомедицина» можно работать не только с кафедрами нашего университета, но и с центрами инновационного творчества при других ВУЗах Волгограда и всей России, — уточняет Григорий Снигур. — В нашей стране хватает таких лабораторий, но почти они все связаны с инженерными программами: моделирование, робототехника. А вот медицинских не очень много: в Самаре, на Дальнем Востоке и, кажется, в Архангельске.
Пока ученые рассказывают о понятиях, разобраться в которых можно только с большим словарем, студенты медицинского университета не отходят от своих машин. Артем Фурманов прямо сейчас заканчивает модель верхней челюсти и отправляет ее на печать в 3D-принтере.
— Нормальная челюсть здорового человека, — улыбается студент стоматологического факультета. — Она станет наглядным пособием для студентов — раньше такие либо покупались, либо делались из гипса. Сами понимаете, насколько непрочный материал. А вообще с 3D-принтером работают и практики: с их помощью делают временные коронки и хирургические шаблоны для постановки имплантов. Вариантов, на самом деле, очень много. За этим будущее!
Записаться в инновационный центр, который научит мыслить по-новому, сможет любой волгоградский школьник, уточнили преподаватели Волгоградского медицинского университета.
— Иногда дети, у которых еще нет комплексов взрослых ученых, удивляют нас своими идеями, — признается Григорий Снигур. — Однажды мы рассказывали школьникам об использовании роботов в медицине. После короткого резюме пятиклассник спросил: «Получится ли у меня делать маленьких роботов?». Мы стали рассказывать про мировую проблему и на уровне пятого класса пошутили: «Нанороботу нужен маленький моторчик и маленький бензобак». Мальчик сказал: «А я знаю, как это сделать. Нужно сначала создать большого робота, а потом его уменьшить». Идея показалась детской, но через полтора месяца я прочитал, что в Массачусетском технологическом институте был использован именно такой подход. Чтобы создать объект наноструктурных размеров, ученые прикрепляли к нему гидрогель. Он присоединял к себе воду, и объект разбухал. После этого они компоновали, создавали детали, а потом убирали из нанообъектов всю воду. Вот вам и детская мысль!
— Не хочу никого обидеть, но непрерывное образование в медицине намного важнее, чем в юриспруденции или экономике, — добавил ректор ВолгГМУ Владимир Петров. — Случайных врачей — тех, кто не пошел в медицину — мы подготовили в связи с ЕГЭ и другими вещами. Дефицит врачей в России — 30%. И у нас в регионе такая же проблема. Как привить? Да с детства. Но это я уже философствую, как академик.
Виктория Рындина