Стиль и красота «Вырубить интернет — не поможет»: психолог рассказала о зависимости от покупок на маркетплейсах в Волгограде

«Вырубить интернет — не поможет»: психолог рассказала о зависимости от покупок на маркетплейсах в Волгограде

Эвелина Гаевская считает, что к импульсивным покупкам склонны люди с незалеченными психотравмами

Долгие, монотонные и нередко безрезультатно потраченные часы в магазинах и торговых центрах жители Волгограда сменили на покупки в маркетплейсах.

Возможность круглосуточно купить товары любой ценовой категории в один клик, более низкие цены и сам факт совершения покупок не выходя из дома стали крайне востребованы. Но оказалось, что есть и другая сторона медали — шопоголизм или острая, порой доходящая до маниакальности тяга к совершению покупок в онлайн-магазинах. О том, как понять, что человек стал зависимым от онлайн-шопинга, а также что с этим теперь делать, рассказала психолог Эвелина Гаевская.

О своей проблеме с зависимостью от онлайн-покупок рассказала студентка, постоянно спускающая деньги в маркетплейсах на всевозможные импульсивно сделанные покупки.

— Я часто совершаю импульсивные покупки, потому что это приносит мне кратковременную радость. А если это онлайн-шопинг, то здесь присутствует элемент «сюрприза». Как будто ты не сам себе это купил, а просто идешь забирать чей-то себе «подарок», — рассказывает студентка Екатерина. — В детстве и юношестве родители мне почти не покупали новой одежды и разных вещей. Говорили: «У тебя всё есть», «тебе это не надо», «давай купим после зарплаты». И так происходило практически до моего совершеннолетия. Поэтому когда я начала зарабатывать сама, то появилась возможность и покупать то, что мне нравится и хочется прямо сейчас. И я начала тратить. Противостоять желанию что-то купить крайне тяжело. Потом, конечно, появляется чувство вины. Вертятся в голове мысли, что мне на самом деле не нужно то, что я купила. Есть много одежды, которую я не ношу, она просто лежит дома. Или вещи, которыми я не пользуюсь. Сейчас я стараюсь максимально сдерживать себя, когда просто листаю странички маркетплейсов. И когда не могу удержаться и добавляю товар в «Избранное», то убеждаю себя, что куплю это когда-нибудь потом. Так появляется ощущение, будто это уже принадлежит мне.

В очень похожую ситуацию попала и Александра, которая после года увлечения маркетплейсами наконец поняла, что уже никогда не сможет сносить всё то, что уже успела купить.

— Раньше я просила деньги у мамы. Мне было сложно покупать всё то, что я хотела, — рассказывает девушка. — Когда же я начала сама зарабатывать, то большая часть денег уходила на маркетплейсы. Почти вся моя зарплата тратилась на какие-то импульсивные покупки. И вдруг я отчетливо поняла, что трачу слишком много денег на вещи, которыми даже не пользуюсь. Осознание пришло ко мне в тот момент, когда я заказала кофту. Она мне даже не подошла, но я всё равно ее выкупила. Я не знаю, зачем сделала это. Эта кофта до сих пор лежит где-то в шкафу. Я ее ни разу не надела. И вот тогда я поняла, что со мной происходит что-то ненормальное.

Как рассказывает психолог Эвелина Гаевская, в сети Интернет люди гораздо чаще делают импульсивные и ненужные покупки.

— Много говорится о всевозможных технологиях воздействия на нервную систему человека, мотивирующих его надолго «залипнуть» в экран и сделать нужный клик, — рассказывает психолог. — В ход идет всё: свет, цвет, слова-магниты, воронки продаж и тому подобный маркетинг. Не менее технологичны и фотографии товаров, воздействующие на эмоциональную сферу, память и ассоциации. Недаром известная фраза «секс продает» отражает концепцию, искусственно созданную племянником Зигмунда Фрейда Эдвардом Бернейсом. Да, это было еще во времена Великой депрессии, однако успешно работает уже целое столетие. Продавцы товаров сексуализируют подачу товара с помощью специально отобранных ракурсов, оказывая мощное воздействие на сознание разными триггерами.

По словам Эвелины Гаевской, причины возникновения зависимости от онлайн-покупок в большинстве случаев те же самые, что и при других похожих зависимостях.

— Это всегда некие дефициты, которые компенсируются человеком через шопинг. Это проблемы с самооценкой, дефицит уверенности, ресурсов, страхи перед будущим, — рассказывает психолог. — Зависимость от шопинга, например, закрывает потребность чувствовать себя богатым при отсутствии денег.

Нет денег на всё, что хочется? Зато есть деньги на много «нужных» мелочей. Купил пару помад, туфли и бусики? Значит, какое-то время ты как будто бы в порядке. Даже если окажется, что помада пахнет химической краской, туфли жмут и быстро разваливаются, а бусики станут пылящейся в углу бижутерией.

Есть и те, кто с наибольшей вероятностью может столкнуться с проблемой неконтролируемых импульсивных покупок в интернете.

— Прежде всего это люди с незалеченными психотравмами и проблемами нервной системы, а также те, кто находится в токсичном окружении, — говорит Эвелина Гаевская. — Именно они чаще всего уязвимы для возникновения различного рода зависимостей как способа «обезболить» свои проблемы.

Склонность к онлайн-покупкам, по словам психолога, также может быть связана с темпераментом и типом личности. Но наличие психотравмы или склонности к контролю не гарантирует зависимость. Зависимость, считает Эвелина Гаевская, это всегда выбор, который делают люди.

— Не всегда понимание, что это проблема, означает мотивацию от этой проблемы избавиться, — говорит психолог. — Но при любой зависимости, как правило, есть проблемы с самооценкой. Есть и проблемы в общении вплоть до социальной изоляции. И, пожалуй, основной маркер — повышение эмоционального фона и активности до покупки и быстрое снижение настроения после.

Но что делать людям, осознающим, что большая часть их доходов начала уходить в маркетплейсах и на онлайн-покупки, в целом несущественные и ненужные?

— Как вариант необходимо попробовать начать планировать даже самые несущественные и ненужные покупки, — рассуждает Эвелина Гаевская. — Можно поставить их в график, выделяя для этого специальный день.

По словам психолога, запреты при зависимостях не работают.

— Ни ругать себя, ни запрещать себе покупки или даже вырубить у себя интернет — всё это вряд ли поможет, — говорит Эвелина Гаевская. — Сработает осознанность: что я делаю, зачем я это делаю и чего на самом деле хочу? И почему таким способом пытаюсь получить то, что мне не хватает в действительности? Обычно как первый шаг хорошо работает признание реальности без попытки ее сразу немедленно улучшить. А затем стоит перейти к планированию своих действий с учетом существующих обстоятельств. Общее улучшение мира можно оставить на потом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления