В России с 6 августа вступили в силу новые поправки в административный и уголовный кодексы, касающиеся работы медиков. В Волгограде одни поддержали вводимые «драконовские» меры, а сами врачи скептически смотрят на эффективность принятых мер.
За смерть пациента — четыре года
Во-первых, введены дополнения в Административный кодекс РФ.
— До 6 августа за непредоставление преимущества в движении машины скорой помощи с включенными сиренами грозил штраф 500 рублей и лишение прав от одного до трёх месяцев, — сообщает V1.RU со ссылкой на редакцию закона. — Теперь за аналогичное правонарушение вводится штраф от 3000 до 5000 рублей, а лишение прав может продлиться от трёх месяцев до года. При этом за воспрепятствование деятельности медработников штраф составит от 4000 до 5000 рублей.
Ужесточение наказания вводится сразу в несколько статей Уголовного Кодекса РФ.
— Если человек помешал работе медиков и это привело тяжкому вреду для здоровья пациента, то наступает уголовная ответственность, — говорится в законе. — За это грозит до двух лет лишения свободы и штраф 80 тысяч рублей, а в случае смерти пациента — до четырёх лет колонии.
Уступать, а не пропускать
У многих волгоградских водителей возникает резонный вопрос: как теперь вести себя на дороге по новым законам.
— Водитель должен уступить дорогу для проезда кареты скорой помощи, — говорится в правилах дорожного движения. — Но исключительно в случае одновременно включенных звуковой сирены и блестящего маячка синего цвета.
Отметим, что в правилах поведения на дороге формулировка «пропустить» отсутствует. По всё тем же правилам водители при виде мчащейся с сиренами и мигалками скорой обязаны соблюдать несколько установок.
— Автолюбители не имеют права осуществлять манёвры, не должны продолжать, возобновлять или начинать движение. Но эти правила распространяются только на случаи, когда карета скорой может в результате несоблюдения этих действий изменить траекторию или скорость движения, — говорится в правилах.
При этом водители не обязаны прижиматься к соседу или перестраиваться в другой ряд. Нарушение любых правил дорожного движения даже в целях пропуска неотложки также не разрешается. Иначе волгоградцам могут прийти штрафы.
«Водитель не может перенестись по воздуху»
Общественник Армен Оганесян считает, что ужесточение наказания для водителей давно назрело.
— Если бы мы жили в нормальной стране, где водители дружат с головой, то эти поправки были бы излишни, — рассуждает председатель Волгоградского регионального отделения «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян. — Но, по моему мнению, страна живёт не по закону и порядку, а по понятиям. Если кто-то едет на крутой машине, то часто считает, что он царь и бог. Ему наплевать на всех и вся.
Поправки к закону автомобилист считает обоснованными на фоне последних трагических случаев.
— Мы видим, что очень много случаев, когда скорую просто не пропускают, — отметил Армен Оганесян. — Возьмём последнюю резонансную историю, когда из-за непропуска скорой скончался человек в машине. За это, я считаю, надо расстреливать! Человек был при смерти, а какой-то упырь упёрся на дороге и не дал проезда. Поправки правильные, и я бы ещё больше ужесточил наказание.
При этом общественник признаёт некоторые сложности оценки ситуации на дорогах.
— Но нужно учесть некоторые нюансы, — пояснил председатель «Движения автомобилистов России». — Иногда бывают ситуации, когда водитель хочет пропустить, а такой возможности нет. Поэтому хочу обратить внимание сотрудников ГИБДД, чтобы они не злоупотребляли своим правом наказывать водителей, если реально им просто некуда было уйти.
В пробках, узких улочках иногда уступить дорогу летящей на спасение волгоградцев скорой бывает проблематично.
— Вдруг слева ограждение, справа занят ряд и сзади поток машин, — рассуждает Армен Оганесян. — Водитель не может перенестись по воздуху в другое место. А в основном, я за это ужесточение. Я его приветствую и ему место в нашем обществе.
«Тронуть медика легко»
— Проблема намного глубже, и дело не в пропуске скорой на дороге, а в том, что медики скорой, приезжая на вызовы, сталкиваются с реальной угрозой физического насилия, получения травм. Бывали по стране и летальные случаи, — рассказал корреспонденту V1.RU председатель волгоградского альтернативного профсоюза работников Станции скорой медицинской помощи, реаниматолог Михаил Николаев. — Несколько раз законопроект отправлялся в Госдуму на утверждение, но всегда его «заворачивали». Зачем-то пытались приравнять медиков к представителям органов власти. Что априори невозможно.
По мнению врача, новые поправки не приведут к изменению ситуации.
— На полицейских не нападают, поскольку понимают, что в первую очередь человека будет преследовать не закон, а полицейские. Сотрудник полиции может применить физическую силу, табельное оружие. И это вполне легально. Все осознают неотвратимость наказания, а тронуть медика можно легко. Действующие законы в Административном и Уголовном кодексах не работают.
Минздрав РФ: в 2016 году 1226 раз совершались противоправные действия, связанные с насилием в отношении медицинских работников, в том числе сотрудников скорой медицинской помощи, при исполнении ими служебных обязанностей, что в среднем составляет 1–2 нападения в месяц в субъекте Российской Федерации.
Врач скорой помощи с большим опытом не верит в эффективность новых законов.
— Если прочитать поправки внимательно, то приняли совсем не то, что хотели изначально многие, — говорит Михаил Николаев. — Предполагалось защитить именно медиков, но они остались уязвимы, как и раньше. Есть много вопросов и к действию самих поправок. За непропуск скорой ужесточат наказание. Кто это будет фиксировать, каким образом будет подаваться заявление о правонарушении, как будут работать представители МВД по отношению к правонарушителям? То есть там вообще ничего нет. Закон по факту появился, но он не будет работать. Будет только больше ответственности.
Идею ввести уголовную ответственность за смерть пациента в результате препятствования работы медиков врач считает утопичной.
— Будут наказывать, если человек умер, потому что скорую кто-то не пропустил. При нашей судебной системе это эфемерное понятие, — отметил Михаил Николаев. — А где прямая связь, что человек не пропустил скорую и человек умер именно по этой причине? Мало-мальски хороший адвокат будет превращать иски в ничто и доказывать невиновность человека. Никогда не смогут доказать, что водитель не пропустил скорую и именно по этой причине человек умер. Привязать эти факты к статье будет очень тяжело. Поэтому мы получаем закон, который под большим вопросом, что будет работать. И главное, он никак не затрагивает интересы медиков. Хотя первоначально была поднята тема, что безопасность медиков под угрозой — вот, что главное!
Михаил Николаев считает, что следует добиваться понимания неотвратимости наказания, а не введения тюремных сроков.
— Я работаю с 2013 года на скорой помощи, — поделился председатель волгоградского альтернативного профсоюза работников Станции скорой медицинской помощи. — Заявления, написанные в полицию о нападениях на бригаду, побоях, в лучшем случае заканчивались возбуждением административного дела за оскорбление. Хотя по факту были правонарушения, подпадающие под Уголовный кодекс. Но полицейские не хотят этим заниматься. У нас законов в принципе достаточно в Уголовном кодексе, предусматривающих ответственность за нападение на медработников во время исполнения ими своих должностных обязанностей.
Прежде чем вводить новые меры, по мнению реаниматолога, необходимо добиться действия старых.
— Ужесточать ответственность — не самый правильный путь, — считает Михаил Николаев. — В первую очередь следует сделать так, чтобы работали действующие законы. Чтобы люди, совершающие противоправные действия в отношении медиков, наказывались. А смысл вводить более жестокие и страшные законы, если и прошлые не работали. Главное — сделать наказание неотвратимым.