Большой сборочный цех в Волгограде и филиал в США — пожалуй, многим такая идея покажется заманчивой сказкой и нереальной фантазией. Но бывший миллионер с американским гражданством уверен, что вскоре его уникальный «боевой» самолет из пластика разлетится по всему миру. Об уникальном стартапе, ставшем делом всей жизни, читайте в нашем репортаже.
В просторном ангаре на территории волгоградского аэропорта «припарковался» миниатюрный самолет, как две капли воды похожий на военный истребитель. Мечта для заболевших небом мальчишек и состоятельных бизнесменов, уставших от дорогих автомобилей и яхт. Кстати, зовут этого красавца, как и подобает, — PJ-II DREAMER («Мечтатель»).
— Когда я был пацаном, в моей голове была лишь авиация. Я читал книги об истребителях, смотрел фильмы, — вспоминает эмигрировавший в США волгоградец Бен Колотилин. — После выпускного я пытался поступить в летную школу — не получилось по разным причинам. В 72-м году пришел работать в аэропорт сначала помощником механика, а потом и механиком. После армии снова надеялся вернуться к мечте... и снова не получилось. Уже поступив в Киевский институт инженернов гражданской авиации, я узнал, что в Ахтубинске открылось первое летное училище гражданской авиации. Пытался туда перевестись, но мне не разрешили. Все сложилось одно к одному, и в 1979 году я уехал в Америку. На 25 лет.
В Америке молодой волгоградец (при получении гражданства Вениамин стал просто Беном) закончил летную школу и с головой нырнул в стихию, которая очаровала его с самого детства.
— Авиация — она везде одинаковая. Только в США в основном все строится на коммерческой основе, — уточняет Бен. — Если у тебя есть здоровье и деньги, пожалуйста — иди и учись летать. Сначала я покупал американские самолеты и летал для себя. Потом привез советский Як-18Т и отправился с ним на шоу, выставки. После распада СССР в Америку начали привозить советские учебно-тренировочные самолеты. Вот только реактивные машины стоили очень больших денег, а потенциальных покупателей было немало. За б/у самолет L-39 просили около полумиллиона долларов. Плюс эксплуатация. Он съедал столько керосина, что далеко не каждый человек мог позволить себе такую игрушку. Тогда у меня родилась идея создать что-то типа реактивного самолета. При этом судно будет стоить намного дешевле. В принципе, из-за этого проекта я и вернулся в Волгоград.
«Раньше мое состояние оценивали в полтора миллиона долларов»
До смелого проекта, который превратился в дело всей жизни, Бен Колотилин занимался и автомобильным, и авиационным бизнесом. Состояние частного пилота оценивали в полтора миллиона долларов.
— Миллиона долларов на руках у меня, конечно, не было, — улыбается Бен Колотилин. — Но все же я был состоятельным человеком. Когда началась перестройка, я начал понемногу заниматься бизнесом в России: у нас были два предприятия в Волгограде и в Ростове. Мы торговали всем, чем только можно было — начиная с пива и заканчивая электроникой. Но потом я решил заняться совсем другим делом. Надеялся, что мой самолет будет ориентирован на западный рынок. К сожалению, до момента его запуска прошло больше времени, чем я планировал. В 2008 году начались финансовые проблемы, и этот проект затянулся. Только сейчас мы выходим на финишную прямую. Конечно, не каждый понимает, почему я бросил все дела в Америке и приехал сюда. А я просто люблю авиацию. И практически всю жизнь был в ней.
Судьбу новенького самолёта из пластика решила очередная поездка Бена Колотилина в Волгоград. Услышав о строительстве яхт на волгоградском ЖБИ-1, мужчина предложил выйти на новый уровень.
— Супруг моей двоюродной сестры работал на ЖБИ-1. Они строили панельные дома и параллельно занимались изготовлением пластиковых моторных яхт, — вспоминает волгоградец. — Когда он мне показал все это, я предложил вариант с самолетом. Почему военный стиль? Гражданские самолеты уже есть — ими никого не удивишь. Да и конкуренции не составишь. А вот эта ниша между настоящими реактивными военными самолетами и маленькой поршневой авиацией оказалась свободной. Поэтому мы сделали спортивный учебный самолет, похожий на военный истребитель.
«Я не плакал, а многие не могли сдержать слез»
Свое боевое крещение миниатюрная машина с Андреевским флагом на корпусе (об оригинальном раскрасе самолета расскажем чуть позже) прошло в 2015 году на аэродроме в Краснодаре.
— Самолет поднял в воздух летчик-испытатель первого класса Александр Иванов, — вспоминает его коллега Андрей Волошин. — Нынешняя раскраска судна — это дань уважения пилоту. Александр Борисович был в первой группе палубных летчиков, которые адаптировали Су-27 на палубу Кузнецова. А номер на борту — мой позывной.
— Я потратил на этот проект 15 лет. Когда самолет впервые взлетел, это было что-то, — улыбается Бен Колотилин. — Такое состояние, когда верится и не верится одновременно. Я не плакал... А некоторые люди на аэродроме не могли сдержать слез.
Я даже немного горжусь. Когда меня не станет, люди будут помнить обо мне и о всей компании. «Все вместе мы останемся где-то в истории авиации.
После первого полета волгоградская команда — почти всех мужчин объединило Качинское училище — уехала в Америку. Новенькая модель, едва начав свою летную жизнь, стала участницей авиашоу и впервые узнала о простом пилотаже.
— Самолет вырос на моих глазах. При его создании я наблюдал, смотрел: как пилоту мне важно получить ответ на вопрос: «Безопасно или не безопасно?». Когда проверил, провел первую сертификацию, ответил без сомнений, — рассказывает пилот Андрей Волошин. — На мой взгляд, мы лишь немного его перетяжелили. Но вообще все тестовые машины идут с повышенным коэффициентом прочности. Сейчас он весит полторы тонны, а должен, на мой взгляд, — примерно тонну и сто килограммов. У Dreamer продолжается программа испытаний. Как говорится, самолет нужно научить летать. Вы же после покупки новой машины не будете выжимать из нее 160 км/ч? Вот и мы постепенно усложняем задачи... сложнее и сложнее.
Пилоты — люди очень суеверные. У нас принято общаться с самолетами. Этот — явно хороший и послушный мальчик
«Если есть руки и хоть какие-то представления, сделаешь его сам»
А теперь немного о матчасти. Легкие самолеты с двигателями от автомобиля представители компании ООО «Аэроконцепт» планируют продавать как набор «Сделай сам». Для сборки машины новым владельцам понадобится дрель, плоскогубцы, отвертки и щепотка терпения.
— Если человек будет собирать самолет своими руками, то его стоимость составит примерно 100 тысяч долларов, — размышляет Бен Колотилин. — Уже готовый, полностью собранный и оборудованный Dreamer будет стоить около 300 тысяч долларов. На мой взгляд, покупатель с руками и хотя бы небольшим знанием матчасти сможет сделать все сам. Тем более что в инструкциях прописан каждый шаг — вплоть до прикручивания болтиков.
На МАКСе от Волгоградской области даже не ожидали такого результата. Но нас включили в топ-10 новинок, потому что мы приехали реальной машиной.
Едва ли не самым главным преимуществом современной машины волгоградцы называют ее скромные аппетиты. Переведем все цифры на понятный автомобильный язык и получим, что на 100 километров пути самолет «съедает» всего 10 литров 95-го бензина.
— На этом судне стоит автомобильный двигатель, — подключается пилот Андрей Волошин. — По авиационным меркам его можно назвать одним из самых экономичных. На крейсерских режимах он потребляет литров 36 в час (за это время проходит примерно 300 километров). Вот и считайте — 10 литров на 100 километров. При своей экономичности он дает достаточное количество мощности.
Мы учим его летать, а он дает нам самые лучшие эмоции в нашем возрасте. Это очень хорошая машина, которая мне нравится. Поверьте, я могу сравнивать
«Мечтатель», который уже не раз отрывался от земли, не сведет с ума начинающих пилотов, уверены авторы проекта.
— Самолет задуман для того, чтобы на нем было легко научиться летать. Почему мы поставили именно такой двигатель? Пилот может остановиться на любой заправке и залить 95-й бензин, — уверен советник руководителя проекта Олег. — Тут будет стоять хорошая спасательная система: в аварийных случаях она опустит сам планер вместе с экипажем. Не надо будет терять самолет и рисковать, покидая борт с парашютом.
Rак и многие воздушные судна этой категории, он боится обледенения. Хотя на пластике лед не откладывается. Он может появиться лишь на лопатках.
«Можно делать, как пирожки»
Несмотря на то, что на доработку самолета его авторы закладывают еще пару лет, в очередь за «Мечтателем» уже стоят и компании, и частные владельцы.
— Мы считаем, что нам нужно доработать винтомоторную установку. А корпус останется практически без изменений, — уточняет Андрей Волошин. — Почти все наши контракты заключены с американскими покупателями. С их стороны у нас уже есть 89 предзаказов. В основном это частные лица. По уровню дохода даже бывший летчик армии США в состоянии купить себе такую машину. Конечно, для запуска серийного производства нам нужно финансирование: увеличить помещения, набрать персонал. Скорее всего, по ряду причин мы останемся в Волгограде. А вот филиал в США — это реальная необходимость.
В аэропорт приезжал полпред по ЮФО. Он тоже выпускался из Качинского. Посидел в кабине и говорит: «Парни, что вы делаете. Какие вы красавцы!».
На международном авиационно-космическом форуме авторы проекта успели получить «одобряем» и от опытных летчиков.
— Когда на нашу концепцию посмотрели китайцы, они сразу начали говорить о производстве 1500 самолетов, — уверяет Олег. — Предлагают ехать к ним, получать хорошую зарплату и производить такие судна. Они не дураки. Весной была атака американцев: «Мы вас за хорошие деньги купим. Давайте, давайте». А в России говорят: «Мы вам дадим в три раза больше, но вы сначала за свои деньги сделайте то, то и то». К сожалению, чаще всего бывает так: нам рассказывают о важности современных решений, а потом настаивают: «Делайте по старым чертежам». На наш взгляд, прямо на аэродроме можно построить сборочный цех. Тут же есть площадка, не нужно придумывать велосипед. Бери да делай! Осталось только довести проект до ума и штамповать самолеты, как пирожки!