V1
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Волгограде

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

3 м/c,

сев.

757мм 58%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Дороги и транспорт подробности «Готовьтесь к выходу заранее»: в Волгограде хотят отдать в концессию трамваи и троллейбусы

«Готовьтесь к выходу заранее»: в Волгограде хотят отдать в концессию трамваи и троллейбусы

Разбираемся, почему трамваи и троллейбусы Волгограда оказались в транспортном тупике

По мнению чиновников концессионер принесет кратковременную пользу трамваям и троллейбусам Волгограда

Администрация Волгограда всерьез рассматривает возможность передачи МУП «Метроэлектротранс» в концессию. Как полагают чиновники, в краткосрочной перспективе передача муниципального электротранспорта коммерческому оператору позволит обновить подвижной состав трамваев и троллейбусов, а также провести капитальный ремонт путевого и энергохозяйства, продлить действующие маршруты. Но почему крупнейшее транспортное предприятие города фактически оказалось в тупике, и насколько реальной является передача муниципального электротранспорта в концессию?

Первое, что бросается в глаза, когда пользуешься троллейбусами или трамваями в Волгограде, — это их незаполненность.

Такую популярность скоростной трамвай переживает раз в году — в День Победы

— Троллейбусы сейчас полупустые ходят. Я специально жду 12 или 15а по 10-15 минут, так как точно поеду в нем сидя, — говорит дизайнер Оксана Кононенко, — Почти всегда готова ждать троллейбус, пропуская дублирующие его маршрутки и набитые битком автобусы. Ну и плюс сервис Transport.volganet помогает рассчитать время. Печально, что троллейбусами администрация не сильно озабочена, не закупаются новые подвижные составы, а маршруты следования урезаются каждые несколько лет. В троллейбусе, по сравнению с автобусами и маршрутками, очень комфортно ехать. В нем шире проходы, его не так сильно трясёт, а на остановках он вообще молчит и отключается. И летом в самую жару он не так сильно нагревается, и можно дышать. Лично для меня Волгоград будущего — это город с развитой сетью общественного транспорта, в первую очередь троллейбусами и трамваями.

Однако будущее волгоградского электротранспорта вызывает, скорее, тревогу. В прошлом году МУП «Метроэлектротранс» сократило количество вечерних рейсов, так как они оказались убыточными для предприятия. В феврале этого года скоростной трамвай отказался от маршрута СТ по выходным дням. Трамваи и троллейбусы начали терять популярность среди волгоградцев из-за низкой скорости движения и появления более удобных маршрутов движения автобусов и маршруток.

При всем удобстве троллейбус продолжает проигрывать маршруткам

Муниципальное предприятие проигрывает в конкурентной борьбе частным перевозчикам. Последние вот уже несколько лет обслуживают одни и те же линии, что и городской электротранспорт. Мэрия Волгограда обещает, что в новой редакции транспортной схемы Волгограда дублирование маршрутов будет исключено — за счет использования имитационного моделирования AIMSUN. Удастся ли мэрии увязать с маршрутами электротранспорта действующий до конца 2020 года документ — сказать пока сложно.

К слову, в прошлом году МУП «Метроэлектротранс» не только занималось оптимизацией пассажирских перевозок, но и запустило новый троллейбусный маршрут № 10а «Ул. Землячки — Пл. Возрождения». По новой линии перевезено 1,7 миллиона человек. Доходы предприятия по маршруту составили в 2019 году более 35 миллионов рублей. Однако этот единичный пример не смог существенно улучшить положение предприятия, которое остается планово убыточным.

Повышению пассажиропотока может способствовать увеличение протяженности маршрутов. МУП «Метроэлектротранс» рассматривает варианты продления существующей трамвайной линии от остановки «Обувная фабрика» до ТРЦ «Акварель». При технической возможности также планируется проложить линии скоростного трамвая до Спартановки. Приобретение новых троллейбусов с автономным ходом позволит также продлить и троллейбусные линии — до поселков ГЭС и Жилгородок. В таком случае предприятие начнет более эффективно конкурировать с тем же ООО «Волгоградский автобусный парк».

Напомним, в 2016 году этот ранее неизвестный в городе перевозчик выиграл конкурс на обслуживание пассажирских перевозок. Новые субсидируемые маршруты были запущены на самых востребованных направлениях: «Кинотеатр "Юбилейный" — 7-я больница», «Спартановка (ул. им. Грамши) — ТРЦ "Акварель" (по II Продольной)», «Поселок ГЭС — ул. Тополевая (по I Продольной)», «Пл. им. Дзержинского — ул. Аллея Героев», «Жилгородок — Тулака», «Жилгородок — Кардиоцентр» и «Больничный комплекс — Тулака». К 2018 году новый коммерческий перевозчик смог завоевать внушительную нишу — 39,5 миллиона пассажиров в год.

Центр Волгограда лишился даже исторических эмблем скоростного трамвая

— Конкуренция автобусов и троллейбусов, особенно в центре города — это не очень хорошо, — считает депутат Волгоградской городской думы Илья Кравченко, однако отмечает, что ограничивать конкуренцию в рамках действующей модели неправильно. — Когда будет нормальная схема, где маршруты заведомо не будут пересекаться, когда договорятся о нормальных подвозочных путях, маршрутки уведут в чисто подвозные маршруты и в какие-нибудь мелкие, где нет трамваев и троллейбусов — тогда уже можно будет говорить: вот, смотрите, у нас прекрасно едет троллейбус, у нас они новые, с автономным ходом, у них все есть, зачем здесь автобус? Тогда я буду обеими руками за, чтобы искусственно взять и оставить, условно, одни троллейбусы.

Без обновления парка троллейбусов и трамваев муниципальный электротранспорт также продолжает быть некомфортным транспортом для инвалидов.

— Я живу в трёх минутах медленной ходьбы от остановки трамвая… Но мне трудно вспомнить, когда я ездила на нём и было ли такое вообще в моей жизни, — рассказывает режиссер Мария Галкина. — В чем дело? Перила, разделяющие вход пополам, и несколько ступеней, отделяющих платформу от кабины транспорта. Эти два обстоятельства крайне затрудняют пользование трамваем для пассажира с коляской — детской или инвалидной. Именно с помощью этих приспособлений я передвигаюсь как пешеход. Но как для пассажира трамвай для меня закрыт до сих пор.

Я обращалась к «Метроэлектротрансу», чтобы они обратили больше внимания на обновление парка. Может, администрация региона окажет поддержку? Новые модели не имеют ступеней на входе в кабину. При достаточно высокой платформе можно относительно легко попасть внутрь трамвая. Но это сохраняет проблему подземных остановок, спуск до которых по лестнице представляет некоторую опасность и чрезвычайно труден для пассажира, пользующегося инвалидной коляской, если его не сопровождает пара-тройка крепких мужчин... Дело ещё и в том, что новые модели скоростного трамвая по моей личной статистике составляют примерно половину парка. То есть моё время ожидания на остановке удлиняется в два раза. А если это зима? Прогулка превращается в туристическое приключение по основам выживания.

Трамваи и троллебусы не всегда оказываются легкодоступны, а активистам некуда пристегнуть велосипед 

Настаивает на безбарьерности станций и остановок электротранспорта и член комиссии по транспорту Общественной палаты Волгограда Михаил Соломонов, активно лоббирующий интересы велосипедистов, в том числе и в теме дорожной разметки проспекта Ленина.

— В МЭТ появились низкопольные трамваи, но инклюзивных платформ очень мало, подземные станции все недоступны для маломобильных граждан, — считает господин Соломонов. — Платформу станции «Завод "Красный Октябрь"», в своё время смогли сделать безбарьерной, а на остальных не получилось? Велопарковок на остановках нет нигде, хотя я, к примеру, часто доезжаю до остановки и оставляю велосипед. Думаю, многие бы так делали. В некоторых местах велосипед можно пристегнуть к забору или столбу, но не всегда они есть там, где нужны.

Тем временем МУП «Метроэлектротранс» продолжает стремительно терять пассажирский поток. По данным мэрии Волгограда предприятием за 2019 год было перевезено 46,4 миллиона пассажиров. На первый взгляд, этот результат выглядит внушительно, но еще пять лет назад годовой пассажиропоток предприятия составлял 87 миллионов человек, а в середине 2000-х находился на недосягаемом на сегодняшний день уровне — 163 миллиона человек в год. Собственные доходы предприятия в 2019 году составили 912,5 миллиона рублей. О величине расходов предприятия в своем ответе на запрос V1.RU администрация города предпочла не сообщать.

Напомним, в прошлом году вице-мэр Волгограда Ирина Пешкова уже озвучивала минимальную сумму вложений, необходимых для обновления подвижного состава предприятия и ремонта части трамвайных путей. В ценах прошлого года на эти цели требовалось 8 миллиардов рублей. Продление скоростного трамвая в двух противоположных направлениях — до поселка ГЭС и до ТРК «Акварель» — предполагает еще более внушительные инвестиции в 30 миллиардов рублей. Таких денег у предприятия и городских властей сейчас нет.

В 2018 году для пополнения парка МУП «Метроэлектротранс» было приобретено 20 новых трамваев, произведенных в Челябинской области. Еще 33 трамвайных вагона для проекта модернизации 2012–2014 годов были безвозмездно переданы МУП «Метроэлектротранс» московскими властями. Однако после проведения чемпионата мира по футболу новые поступления техники прекратились.

Внешне трамвайные вагоны зачастую похожи на кожу больного пеллагрой

По данным мэрии износ троллейбусов и трамваев по состоянию на 2019 год составляет 75,5% и 81,4% соответственно. Чиновники пытаются исправить сложившуюся ситуацию. Для обновления парка подана заявка в Минтранс России. В случае ее одобрения в течение пяти лет будет произведена поэтапная замена подвижного состава: приобретены 30 троллейбусов, 16 односекционных и 7 трехсекционных трамвайных вагонов.

МУП «Метроэлектротранс» планирует провести в 2020–2021 годах реконструкцию входов и выходов на станциях с установкой пандусов. К чемпионату мира по футболу в 2018 году предприятие сумело заменить два вышедших из строя эскалатора на станции скоростного трамвая и приобрело «трактор» для спуска и подъема инвалидов.

Для того, чтобы спасти муниципальное предприятие, необходимы значительные финансовые средства, которых в городском бюджете нет. Передача же городского электротранспорта в концессию, как и приход частного инвестора, пока остается под вопросом, так как потребует пересмотра действующей транспортной схемы и приведет к перераспределению пассажиропотока. В таком случае могут пострадать уже отвоевавшие себе долю в пассажирских перевозках частные перевозчики и, главным образом, ООО «Волгоградский автобусный парк». Пойдет ли на это администрация — пока не ясно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем