Быть нарушителем Правил дорожного движения не только стыдно, но, как показала практика, еще и дорого. Кроме сотрудников ГИБДД, рубрику «Я паркуюсь, как...» читают судебные приставы. И находят среди автомобилистов, игнорирующих правила остановки и стоянки, должников. Рейд по выявлению таких автомобилистов после наших публикаций прошел в Дзержинском районе Волгограда.
Начальник отдела УФССП России по Дзержинскому району Волгограда Дмитрий Злобин рассказывает, что стало поводом к рейду:
— На сайте V1.RU мы читаем рубрику «Я паркуюсь, как...», — рассказал Дмитрий Злобин. — Понимаем, что не только ГИБДД должна реагировать на такие нарушения, но и мы. Проверили автомобили через мобильное приложение и обнаружили одного из должников возле дома № 16 по улице Танкистов. Сейчас мы едем на совершение исполнительных действий и изъятие автомобиля.
По базам приставов водитель серой SKODA Octavia с московскими номерами числился нарушителем Правил дорожного движения. Сумма задолженности — всего 3500 рублей. Автовладельца не раз уведомляли о необходимости добровольно погасить долг, но все предупреждения приставов автовладелец игнорировал.
Дмитрий Злобин объясняет, почему применяются столь суровые меры из-за такого небольшого долга:
— С учетом исполнительского сбора мужчина должен государству 5,5 тысячи рублей, — рассказывает пристав. — В связи с пандемией коронавируса мы не имеем сейчас права входить в квартиры должников. Мы можем накладывать арест только на автомобили и недвижимое имущество. Но предварительно должнику направляем уведомления, что в отношении него возбуждено исполнительное производство, и даем срок для добровольного погашения.
Попавшая приставам машина стоит всё на том же месте, которое водитель, видимо, считает крайне удобным для парковки, — вплотную к двери подъезда. Судебный пристав-исполнитель начинает заполнять протокол и фотографировать автомобиль. Если машину придется эвакуировать, это поможет доказать, что на ней не было никаких повреждений, кроме уже имеющихся.
Квартира на четвертом этаже. Дверь открывает мужчина средних лет. Судебные приставы называют фамилию, имя и отчество должника и просят пригласить его. Мужчина отвечает, что должник — его сын и живет в Москве, поэтому пригласить его нет ни малейшей возможности.
— Сколько долг у него? 3,5 тысячи? И из-за этих копеек вы такой толпой ездите? Смех, — громко возмущается мать должника.
Приставы тем временем объясняют, что на автомобиль наложен арест и транспортное средство подлежит изъятию.
— Завтра получу зарплату, всё оплачу. Оставьте машину в покое. Вы не имеете права ее трогать, — возмущается мужчина.
Приставы невозмутимы:
— Мы действуем в рамках закона, — парирует пристав-исполнитель. — Вам неоднократно вручались уведомления о необходимости погашения долга путем направления писем. Отметки о вручении имеются. Автомобиль может забрать только собственник, после того как оплатит штрафы и исполнительский сбор. Всего доброго, до свидания.
Пристав вызывает эвакуатор. Платить за него также придется должнику. Услуга эвакуации стоит 4500 рублей. Итого на ровном месте мужчина уже «попал» на 10 тысяч. 5,5 тысячи рублей долга, 4500 рублей эвакуатор. Плюс по 70 рублей за каждые сутки, проведенные на штрафстоянке. И, к слову, забрать машину может только собственник или тот, на кого выписана нотариально оформленная доверенность. А это еще примерно две тысячи рублей.
Вслед за приставами спускается и родственник должника и пытается торговаться с приставами:
— Парни, давайте я сам ее на штрафстоянку отгоню, — продолжает упрашивать госслужащих автомобилист. — У нее коробка-автомат, не дай бог чего сломаете, да и машины с эвакуаторов падают, сколько раз видел. Машина сына, он в Москве, в больнице лежит, как он там доверенность оформит? Да и мне машина нужна, я на ней деньги зарабатываю. Должен же быть какой-то выход из ситуации?
Выход есть. Для этого владелец автомобиля должен оплатить все долги и предоставить квитанцию. В данном случае принимается даже скрин в мессенджере. Мужчина делает несколько телефонных звонков и, наконец, подходит к приставу, показывая ему скриншот с портала «Госуслуги». Штрафы оплачены. Осталось оплатить услуги эвакуатора.
Пока ждем спецтранспорт, судебные приставы проверяют при помощи специальной программы стоящие во дворе автомобили. Владелец неприметного Hyundai Solaris накопил штрафов почти на 10 тысяч рублей. Тут же устанавливают адрес владельца. Увы, зарегистрирован он по другому адресу. Попытки вызвать владельца путем постукивания по лобовому стеклу (в том месте где установлен датчик вызова водителя) тоже ни к чему не приводят. Значит, утром автовладельца ждет неприятный сюрприз.
А первому должнику приставы тем временем советуют переставить машину от подъезда на площадку, где машина не будет никому мешать и попадать в рубрику «Я паркуюсь, как...». Мужчина, бурча, что всех и всё устраивало, автомобиль переставляет.
К этому времени подъехал и эвакуатор. Водитель Skoda расплачивается за неоказанные услуги по эвакуации автомобиля и уходит домой. Приставы тем временем продолжают свою работу — составляют документы об аресте Hyundai Solaris, после чего автомобиль грузят на эвакуатор и увозят на штрафстоянку. Приставы звонят в дежурную часть отдела полиции по Дзержинскому району и сообщают, что автомобиль эвакуирован за долги его владельца. Так положено.
— По собственному опыту могу сказать, что всего лишь процентов 40 волгоградцев — сознательные люди, — с горечью резюмирует Дмитрий Злобин. — Они либо платят долги до того, как к нам поступает исполнительный лист, либо сразу после того, как получают исполнительное производство. Остальные 60 процентов, к сожалению, такой сознательности не проявляют.