Жительница Новочеркасска Ростовской области Светлана Шелестова задолжала волгоградскому каршерингу «Би-Би.Кар» 77 тысяч рублей за перевозку столика в автомобиле Smart For Two. Причем о долге женщина узнала через три года после поездки, заплатив штраф за перевозку негабаритных вещей.
Как же так получается?
— Всё произошло в 2020 году, — рассказывает Виталий, супруг Светланы. — Мы иногда пользовались услугами каршеринга «Би-би.Кар». Единственного на тот момент в Ростове. 15 июня 2020 года мы купили в «ИКЕА» небольшой кухонный стол и решили отвезти его домой на каршеринге. Сумма вышла около 150 рублей.
Уже 16 июня на электронную почту Светлане прилетело уведомление о долге за нарушение условий пользования автомобилем. 27 июля женщине была направлена досудебная претензия, но только в январе 2021 года решением суда с пользователя взыскали штраф за использование автомобиля не по прямому назначению. Правда, вместо изначально заявленной суммы в 50 тысяч рублей суд снизил штраф до 30 тысяч рублей, и со всеми издержками к 150 рублям за оплату поездки прибавилось еще примерно 38 тысяч рублей.
Весной 2023 года каршеринг вновь подал в суд на Светлану. На сей раз компания захотела уже 72 тысячи рублей за просрочку оплаты первого штрафа и еще пять тысяч рублей — как наказание за несвоевременное исполнение требований.
— Они посчитали дни между нарушением и судебным решением, — объясняет Виталий. — Но при этом готовы снизить сумму штрафа до 45 тысяч рублей плюс судебные издержки.
«Итого поездка из "ИКЕА" со столиком нам обойдется почти в 100 тысяч рублей»
Ситуация получается следующей: по договору присоединения кроме штрафа за само «нарушение» пользователь платит пеню в 1000 рублей за каждый день просрочки. При подаче иска в первый раз они осознанно не включили в исковые требования оплату пени. Получается, за одно и то же нарушение человек может заплатить дважды по решению суда.
Как же так получается?
В обоснование иска «Би-би.Кар» указал, что пользователь взял автомобиль Smart For Two на 21 минуту и при этом нарушил условия договора присоединения — не обеспечил достаточного количества средств на счету, с которого производилась оплата услуг каршеринга за использование автомобиля не по прямому назначению. При этом в договоре присоединения имеется пункт, запрещающий перевозку мебели в автомобиле. В иске также приведен расчет суммы неустойки за несвоевременную оплату штрафа. По мнению представителей каршеринга, долг был просрочен, и за каждые 72 дня ростовчанка должна заплатить по тысяче рублей. Плюс пять тысяч рублей сверху за несвоевременное исполнение требований. Рассматривать дело будет судья мирового участка № 117 Центрального района Волгограда.
В каршеринг «Би-би.Кар» направлен запрос с просьбой прокомментировать иск к ростовчанке.
— Добрый день! Ваше обращение получено и в данный момент обрабатывается специалистом компании, — говорится в письме, сформированном в ответ на запрос почтовым роботом. — В связи с большим количеством писем, поступающих в адрес компании, вам ответит первый освободившийся специалист.
Но на момент публикации материала комментарий от компании так и не пришел, а звонка от «первого освободившегося специалиста» так и не поступило:
Кто виноват и что делать?
Адвокат Эдгар Кармазиновский, который вел несколько дел, связанных с претензиями каршеринга, посоветовал обращаться со встречным иском к компании:
— Есть судебная практика о признании этих пунктов договора недействительными, — считает юрист. — Мой совет — обращаться к компании со встречным иском и сбивать требования до нуля. Эти пункты противоречат законодательству и ущемляют права потребителей. У меня уже был подобный случай, когда каршеринг требовал огромный штраф, но суд признал это требование недействительным, штрафные санкции не применялись. Кстати, после дела Елизаветы Печенюк суд изменил подход к рассматриванию дел о каршеринге и начал рассматривать их более объективно.
По данным из открытых источников, учредителем и директором ООО «Би-би.Кар» является Галина Власова. Компания имеет статус микропредприятия со среднесписочным количеством сотрудников — 11 человек по состоянию на 2022 год. Основной вид деятельности компании — аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, выручка за 2022 год составила 159 миллионов рублей, чистая прибыль — 3,8 миллиона. При этом на компанию возбуждено 113 исполнительных производств на общую сумму 1,5 миллиона рублей. Компания за прошлый год фигурировала в шести судебных исках, в трех случаях выступая истцом на общую сумму требований 341 тысяча рублей, в трех — ответчиком. Сумма исков — 348 тысяч рублей.
Напомним, дело «Елизавета Печенюк против каршеринга "Би-би.Кар"» получило широкую огласку весной 2021 года, когда ростовчанка опротестовывала штраф за перевозку в машине каршеринга небольшого зеркала.
— В компании мне заявили, что я перевезла крупногабаритную вещь и за это меня оштрафуют, — рассказывала Елизавета Печенюк. — Я созвонилась с каршерингом, заявила, что договор не нарушала, поскольку предметов декора нет в списке предметов, запрещенных к перевозке. Потом мне пришла повестка в суд, а сумма долга к этому времени увеличилась уже до 200 тысяч рублей. Они посчитали все свои судебные издержки, штрафы за несвоевременную оплату и прочее, и прочее. Я снова позвонила в компанию, предложила решить вопрос до суда. За пять минут сумма долга уменьшилась с 200 до 50 тысяч рублей, потом — до 25, а беседа начала напоминать какой-то развод. В итоге договорились, что заключаем мировое соглашение, по которому я выплачиваю компании 10 тысяч рублей, они в свою очередь отзывают претензии ко мне.
Всё свое общение с каршерингом Елизавета публиковала в социальных сетях. Посты вызвали просто шквал откликов от пользователей «Би-Би.Кар», которые столкнулись с аналогичной ситуацией и которых штрафовали за небольшие коробочки в салонах. Центральный районный суд вынес решение в пользу каршеринга, решив что Елизавета Печенюк должна была выплатить 20 тысяч рублей штрафа, но это решение было обжаловано. И именно при рассмотрении этого дела управление Роспотребнадзора по Ростовской области выявило в договоре присоединения к каршерингу «Би-би.Кар» условия, ущемляющие права потребителя.
В итоге 4-й кассационный суд Краснодара отменил решение по спору «Печенюк против "Би-би.Кар"» и направил дело на новое рассмотрение. Окончательное решение было вынесено в сентябре 2022 года. В общей сложности девушке пришлось заплатить 5 тысяч рублей штрафа по договору присоединения, 395 рублей почтовых расходов, оплату представителя компании «Би-би.Кар» в сумме 4 тысяч рублей и еще 1700 рублей госпошлины.