Четыре региональные трассы, проходящие по Волгоградской области, могут изменить статус и владельца. Трассы Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград, Быково — Кайсацкое — Эльтон — Отгонный, Волгоград — Октябрьский — Котельниково — Зимовники — Сальск и Волгоград — Астрахань (через Ахтубинск) могут стать федеральными трассами.
— Транспортной стратегией подразумевается включение в сеть федеральных дорог трасс регионального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, ведущих к автомобильным пунктам пропуска через границу России, — заявили в региональном комитете транспорта и дорожного хозяйства.
Ожидается, что в следующем, 2020 году, в государственную собственность передадут 197 километров дороги Волгоград — Сальск, 62 километра трассы Волгоград — Волжский — Астрахань и 218 километров дороги Быково — Кайсацкое — Эльтон — Отгонный. В 2022 году в федеральную собственность уйдет и трасса Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград.
Трассы Волгоград — Волжский — Астрахань и Волгоград — Котельниково — Сальск выступают в качестве дублеров федеральных трасс Москва — Волгоград — Астрахань и Волгоград — Каменск-Шахтинский. Не только жители Волгограда, но и транзитные водители очень часто выбирают эти альтернативные пути, объясняя это сносным качеством асфальта, низким трафиком и практически полным отсутствием грузовиков. С другой стороны, расплачиваться за это приходится более низким, чем на федеральных трассах, уровнем придорожного сервиса, что вполне логично с учетом величины транспортных потоков. К слову, 16 километров астраханской дороги в 2019 году отремонтировали по проекту «Безопасные и качественные дороги».
Дублер трассы Р-228 Сызрань — Саратов — Волгоград, дорога Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград не пользуется популярностью среди водителей России. Основной поток трафика на ней — жители Заволжья и водители грузовиков, доставляющих грузы в поселки. Причина — весьма посредственное состояние дорожного покрытия. Причем речь идет не только о Волгоградской области. Транзитный транспорт предпочитает идти по правому берегу Волги, по дороге с более сложным рельефом и большим трафиком, уходя с Самары на Сызрань и далее на Саратов, объезжая Маркс, Энгельс и Пугачев.
В комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области заявляют, что соседние регионы, связанные с Волгоградской областью готовящимися к передаче дорогами, также хотят отдать трассы в собственность Российской Федерации. В августе 2019 года Росавтодор уже отправил в Минтранс соответствующие предложения.
— Среди предлагаемых изменений — включение в план этих региональных магистралей, — уточнили в комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. — На данный момент предложения находятся на рассмотрении в Минтрансе РФ, после чего будут направлены в Правительственную комиссию.
В пресс-службе ФКУ «Упрдор Москва — Волгоград», в чьем ведении находятся федеральные трассы, проходящие по территории Волгоградской области, считают, что говорить о скором окончании процесса передачи дорог из ведения региона в государственную собственность, пока не приходится.
— Существует План перспективного развития сети автодорог, — прокомментировали в ведомстве. — Он размещен на сайте Росавтодора и регулярно обновляется. Пока конкретных дорог Волгоградской области в нем нет. Поэтому говорить о более-менее точных сроках приема их на баланс можно лишь после того, как планируемые к передаче магистрали вообще попадут в этот документ.
Источник, близкий к комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, на условиях анонимности уточнил, что даже в случае отказа в передаче этих дорог в федеральную собственность регион окажется в плюсе.
— Если заберут у области в федеральную собственность — это хорошо, поскольку у них больше бюджеты на дороги, — пояснил собеседник. — Если же оставят, то регион получит больше денег на выполнение программы «Безопасные и качественные дороги». Следовательно, за счет экономии сможем отремонтировать больше объектов. Что так хорошо, что так неплохо.
Председатель волгоградского регионального движения автомобилистов России Армен Оганесян уверен, что от передачи региональных дорог в федеральную собственность выиграют, в первую очередь, жители области, использующие эти дороги.
— Безусловно, передача дорог в государственную собственность — это благо, — считает Армен Оганесян. — Финансирование федеральных дорог выше региональных на несколько порядков. В качестве примера можно привести дорогу Москва — Волгоград. Зимой на ней всегда дежурит дорожная техника, трасса всегда очищена от снега и обработана противогололедными материалами. Региональные дороги, в случае их передачи в федеральную собственность, могут стать такими же, а это, в свою очередь, положительно скажется и на экономике, и на общей ситуации в регионе. Если передача все же состоится, то можно будет однозначно сказать, что повезло как самим дорогам, так и жителям тех населенных пунктов, которые они связывают.