Кушает, спит, гуляет и, простите за столь пикантные подробности, какает, чем безумно радует своих новых «родителей» — дрессировщиков Виталия и Викторию Довгалюк, которые приютили маленького львенка Грома, изъятого из темного ящика в душном багажнике автобуса. Спустя пять дней с того момента, как львенка передали дрессировщикам на передержку, V1.RU побывал в гостях у цирка династии Довгалюк и посмотрел, как живет маленький царь зверей.
Пневмония миновала
Львенок только что сытно покушал, уснул и общаться с журналистами особо не горел желанием. Но даже когда тебя будят и укладывают в корзинку для собаки, нужно не забывать, что ты всё же царь зверей, хоть и маленький, вести себя гордо и с достоинством.
Спустя примерно пять минут после фотосессии Гром с удовольствием вылакал бутылочку козьего молока, попозировал напоследок и попытался удалиться к себе в комнату. Мол, всё, аудиенция окончена, приходите завтра. Однако после общения с «мамой» — Викторией — всё же сменил гнев на милость и дождался окончания съемок.
— Львенка привезли к нам в очень плохом состоянии, — рассказывает дрессировщик и «папа» львенка Виталий Довгалюк. — Были подозрения на двустороннюю пневмонию, но, слава богу, на днях приезжал профессор Александр Шинкаренко, обследовал животное и сказал, что пневмония не подтверждается. Завтра поедем еще на рентген, чтобы окончательно убедиться, что победили болезнь. А блох у него было — не представляете.
Сколько мы с супругой выхаживали животных — такого количества паразитов не видели. Их буквально собирали веником и совком. А ко всем прочим проблемам прибавился еще и лишай. В неактивной, правда, фазе, но тем не менее всё равно купили мази, чтобы львенок был абсолютно здоровым. Когда его снова осматривал профессор, то сказал, что мы за четыре дня проделали колоссальную работу.
Это не львенок, это — ребенок
По словам Виталия, львенку, которого всё же назвали Громом, уже ничего не угрожает — малыш даже сам начал ходить в туалет:
— Кормим его раз в два-три часа, как только он начинает просить, — продолжает Виталий. — Утром даем натуральное козье молоко. В более поздние кормления добавляем перепелиные яйца, кровь и детский творожок. Творог нужен для нормальной работы перистальтики кишечника. Также мы даем ему измельченное в блендере сердце — оно очень легко усваивается. Ему легко переварить это мясо и выдать готовый продукт. Как мы его называем, продукт счастья, потому что когда этого нет — сразу начинается паника, массажи. Не дай бог будет застой — это очень опасно.
На режиме, вкусном корме и витаминах за пять дней львенок прибавил два килограмма и обрел уверенность в себе. Он спокойно ходит по трейлеру, общается с цирковыми собаками. Они, кстати, приняли его как своего младшего брата и не только не обижают, но и согревают ночью и вылизывают. А для Виталия и Виктории — это еще один ребенок, еще одна личность:
— Если ты взял животное на попечение, то ты обязан обеспечить ему как минимум должный уход, — продолжает Виталий. — У нас с женой нет такого понятия — «животные». Это наши дети. Как еще можно относиться к ним, если ты его выкармливаешь из соски? И даже когда мы заходим в клетку — это наши партнеры, а не вещь или реквизит. Это личности! И именно в этом и есть смысл дрессуры — раскрыть личность животного.
А опыт выхаживания у Виталия огромный. Вот, например, львица Груша. Здоровая и довольная жизнью кошка, которая с удовольствием обнимается с Виталием во время выступления. В цирк она попала из зоопарка. У нее обнаружилась генетическая болезнь, из-за которой в дикой природе животное было бы обречено — мозг львицы рос быстрее, чем кости черепа. Животное спасли, выходили и любят. Во сколько обошлось лечение? Какая разница. Разве на детей жалеешь денег?
Без человека он уже не выживет
Сейчас львенок Гром находится в надежных руках. А вот какое будущее ждет животное — пока неизвестно. Ведь его не подарили цирку, а передали на ответственное хранение — чувствуете разницу?
— Как бы это ни звучало странно, но львенок сейчас — живое вещественное доказательство, — объясняет Виталий. — Во-вторых — мы не являемся его владельцами, мы лишь обеспечиваем ему уход и содержание. Проще говоря — он у нас на передержке. Главное — что у него сейчас нет никаких проблем с легкими, сейчас он проходит процесс социализации. Выпускать его обратно в дикую природу нельзя, он уже не сможет существовать без помощи человека. Следовательно, лучше всего ему подойдет какой-нибудь большой зоопарк, например парк Тайган, где животное будет и под присмотром, и в то же время среди таких же львов. Он сможет побороться за лидерство в прайде, создать свой прайд. Но окончательное решение примут всё же те, кому отдадут львенка после окончания расследования, никак не мы, потому что он нам не принадлежит. Хотя сейчас он живет у нас как домашняя собака, мы вместе с ним ходим на прогулки, потому что витамин D животному необходим.
«Ап» — и тигры у ног моих сели
Тем временем львенок окончательно утомился и ушел в комнату. Спать, набирать силы и вес. А его «старшие братья» — две тигрицы и львица Груша — отправились на репетицию. На нее, кстати, пригласили и зоозащитников, чтобы они своими глазами могли посмотреть, в каких условиях живут цирковые животные и как они работают.
— Вот эта палка, которую почему-то боятся все зрители, ни что иное, как, по сути, продолжение руки, — рассказывает о работе на манеже Виталий. — На конце, куда надевается мясо, — дерево. Специально для того, чтобы животное не повредило зубы. И нет, мы этими палками не бьем животных, а даем им лакомство. Чтобы зверь не повредил руку дрессировщика. Элементарная техника безопасности, не более. Прыжок через горящее кольцо, трюк, который тоже чаще всего осуждают зоозащитники, не опаснее для зверя, чем для человека прыжок через костер. Во-первых, потому что огонь горит примерно на ¾ кольца, там, где животное прыгает, — огня нет, а во-вторых, пламя в основном горит по внешнему краю, а не по внутреннему.
Но самое главное — нет никакого принуждения и насилия над животными. Все трюки и львица, и тигрицы выполняли добровольно. А эти искренние обнимашки с дрессировщиком? Разве может так делать животное, которое боится человека?
Или вот, например, номер, который можно без преувеличения назвать смертельным, — поцелуй со львом, когда зверь снимает кусок мяса с зубочистки, конец которой дрессировщик держит зубами.
—Мы, зоозащитники, всегда находились по другую сторону баррикад, — поделилась своими впечатлениями после репетиции директор Волгоградского областного благотворительного фонда защиты животных Анжела Макарова. — Но то, что мы увидели сегодня, немного изменило наше мнение. Я не увидела здесь насилия, здесь было гармоничное взаимодействие. И то, что мы увидели сегодня в цирке, — нас впечатлило.
— Все здорово, — комментирует репетицию кинолог Алина Зевакина. — Видно, что животные ухожены, что любят своих дрессировщиков, что они находятся с ним в полном контакте, выполняют все указания, не реагируют на внешние раздражители — этого добиться очень тяжело. Это реально другие способы дрессировки, без физического воздействия. И эта палочка — это реально указка, помощь животному, как правильно выполнить тот или иной элемент трюка.
А после работы животных отвезли обратно в клетку, на мягкую подстилку из соломы и к прохладной воде в бассейне. Да, в клетке с тиграми и львами стоит бассейн, чтобы животные могли охладиться. Да и сами репетиции длятся всего минут 15–20, чтобы звери не устали.
Напомним, львенка обнаружили на посту ДПС в Светлоярском районе в багажнике автобуса, едущего из Дагестана. Почти сутки малыш ехал из Махачкалы в коробке в багажном отсеке автобуса. Истощенного и перепуганного котенка передали сотрудникам центра кинологической службы УМВД России по Волгограду, но вскоре выяснилось, что малыш не выживет в казенных стенах. Семьей львенку и стал застрявший в Волгограде цирк династии Довгалюк.