Авто Город Удивительные факты о лошадиной силе

Удивительные факты о лошадиной силе

Есть тонкая ирония в том, что термин «лошадиная сила» (horse power) ввел в употребление человек, чье имя вытеснило лошадиные силы из научного обихода – Джеймс Уатт или, в другой транскрипции, Ватт. И молодец – колхозный термин «лошадиные силы» уже давным-давно следовало изъять из оборота.

Само название сбивает с толку, ведь любому ясно, что лошадь развивает куда больше лошадиной силы. Дохленький карт выдает порядка 5 л.с., лошадь же способна на 10 л.с., а если ее напугать – то и на 15 л.с. (плюс центнер навоза).

Но термин все же отдает лошадиным душком, потому что Уатт придумал его в пропагандистских целях. «Промоутер» паровых машин хотел величину, которая наглядно покажет его клиентуре, сколько печальных кобылок будет пущено на колбасу при внедрении одной чудо-машины Уатта. Поэтому он брал в расчет не скаковых лошадей на спринтерской дистанции, а тягловую силу, приводящую в движение мельницы. Да еще усреднял их работу в течение дня, а там сами знаете – перерывы, перекуры, сбор навоза. В итоге получилась та самая лошадиная сила, к тому же вычисленная в фунто-футах в минуту (британские ученые же...). В международных единицах такая лошадиная сила равна 745,7 Вт.

Позже в странах с метрическим исчислением лошадиную силу слегка округлили, положив, что это мощность, затрачиваемая на подъем груза массой 75 кг со скоростью 1 м/с. Утрируя, можно сказать, что такую мощность выдает рослый крановщик, быстро-быстро карабкающийся на рабочее место по причине опоздания. А в привычных единицах одна метрическая лошадиная сила – это 735,5 Вт.

Как видите, в мире есть два типа лошадиных сил: наша, метрическая (735,5 Вт), и оригинальная, джеймсуаттовская (745,7 Вт). Парадоксально, что обе используются до сих пор, и если в России имеют в виду метрическую л.с., то на Западе популярна вторая.

Поэтому и обозначений несколько. Наша, российская «лошадь» в иностранных источниках обозначается как PS от немецкого Pferdestärke – собственно, лошадиная сила. А вот британская «лошадь» наречена hp, а чаще – bhp от словосочетания brake horse power. В дословном переводе это означает «тормозная лошадиная сила». Но дело не в клофелиновых евролошадях, а в способе измерения мощности за счет приложения на выходной вал тормозного момента.

Кстати, читая англоязычные источники, не стоит путать наши PS и их bhp. Разница между ними чуть более 1%, но иногда и это важно. Например, мы все гадаем, как это Volkswagen умудрился выпустить мотор 1,8 TSI с мощностью 152 л.с., столь неудобной для наших налогов. А все просто – если считать на западный манер, двигатель развивает 150 bhp.

Примеры расчета мощности в разных единицах измерения

Возьмите фен, электроплиту, пылесос – вы нигде не найдете лошадиных сил. Где можно, используются ватты и киловатты. В них же измеряют мощность ТЭЦ и электровозов. Потому что ватты гораздо удобнее. Один ватт – это ровно один джоуль в секунду. Один джоуль – это один ньютон на один метр. Один ньютон – это сила, необходимая для разгона тела массой один килограмм на один м/с за одну секунду. В том и смысл международной системы измерений СИ, чтобы все было ровно, кратко и аккуратно. А лошади – это к зоологам.

Тем не менее в автомобилестроении лошадиные силы прижились, и хотя инженеры всегда «катают ватты», для обывателей мощность переводят в более привычные лошадиные силы. Я думаю, потому что в попугаях длиннее. Например, 300 кВт – это уже 400+л.с. Солидно. Вообще если хотите перевести киловатты в л.с., умножайте на 1,36.

Количество лошадей стало одним из основных параметров двигателя и автомобиля вообще. Больше лошадей – круче машина – сытее владелец. Никто не интересуется массой автомобиля, его коэффициентом Сх и площадью фронтальной проекции, зато из лошадиных сил сделали культ. Многие проводят параллели между «лошадностью» и удовольствием от езды, хотя на самом деле связь здесь далеко не прямая. Танки развивают по 1000 л.с., но удовольствие от вождения там весьма специфическое.

К тому же нужно понимать, что приведенное в паспорте значение – это максимальная мощность, полученная при высоких оборотах и полностью нажатой педали газа. Мы же ездим при средних оборотах на малом и среднем газу, поэтому в городе, например, используем 50-70 л.с., даже если в паспорте нарисованы все 300.

Корреляция между мощностью и разгоном, безусловно, есть: чем мощнее мотор «в пике», тем обычно больше и крутящий момент на средних оборотах, хотя здесь много нюансов. А вот на что мощность влияет почти без посредников – это на максимальную скорость (при одинаковом шасси и трансмиссии). Правда, тенденция здесь довольно разочаровывающая: чтобы увеличить максималку в два раза, мощность нужно поднять грубо в 8 раз – зависимость близка к кубической.

Со временем лошадиные силы стали еще и маркетинговым инструментом. Современные технологии позволяют отрегулировать мотор на разное количество «лошадей», подняв мощность ради вау-эффекта или урезав под налоговые особенности рынка сбыта.

А вообще, несмотря на усилия экологов, лошадиная сила еще долго будет предметом вожделения. Люди слишком уважают силу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
56
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления