Продолжение давнего разговора о высокой культуре вождения.
Ездить по нашим дорогам тяжело. Постоянно кто-то подрезает, кто-то пытается впритирочку опередить или наоборот занимает две полосы для движения и еле-еле катится. Относиться к неадекватам можно по-разному. Вот только тратить на них время за рулем – непозволительная роскошь. Ну, подрезал вас, например, лихой наездник, зачем из-за него расстраиваться? Зачем отпускать в его сторону длинные витиеватые фразы с ненормативной лексикой? В данный момент он переключил ваше внимание на себя, и вы выпали из оценки дорожной обстановки, что небезопасно в первую очередь для вас самих.
Из подобных ситуаций я выхожу с легкостью. Просто есть заранее заготовленные определения для того или иного типа поведения, состоящие из одного слова. Даже проговаривать про себя их не надо. Прочувствовал неадеквата на подсознательном уровне – и никаких эмоций. И главное: никакого желания подражать его поведению, никакого желания отомстить ему.
Начать, конечно, следует с манеры вождения автомобиля женщинами.
По молодости лет мне было крайне сложно понять некоторые особенности поведения противоположного пола. Например, идешь по тротуару, догоняешь хрупкую, нежную девушку и… сталкиваешься с проблемой. Вроде бы справа и слева от нее достаточно пространства, чтобы ее обогнать. Но не получается. Идет строго посередине тротуара в ритме, под который сложно подстроиться, совершает неуловимые движения свободной рукой, а рука с сумочкой описывает образцовую траекторию по взлому ПРО любого вероятного противника – и не обогнать.
За рулем поведение аналогичное. Женщина запросто может ехать строго по прерывистой линии разметки, занимая две полосы; на стоянке легко ставит автомобиль, занимая два места; поворачивает хоть направо, хоть налево с любой полосы и т.д., и т.п.
Сейчас, с высоты своих лет, отношусь к подобному поведению спокойно. Против природы не попрешь. В женщине генетически заложено не только стремление привлечь к себе внимание, но и удерживать его как можно дольше. Подобная манера поведения – основа существования человечества. Когда автомобиль под управлением женщины занимает на дороге две полосы, она следует не ПДД, а зову природы. Конечно, со временем, когда в автомобиле появится ребенок, понимание безопасности и приоритета ПДД возьмет вверх, но конкретно сейчас поймите и пропустите ее. Она просто женщина, ее положено прощать.
Но манеру поведения женщин перенимают и некоторые мужчины. Таких я называю «чудаками».
Первый признак превращения водителя в «чудака» – нелюбовь к сигналам указателями поворотов. «Чудак» прекрасно знает, когда их нужно включать, отлично понимает, что речь идет о его собственной безопасности, но преодолеть себя не может. Его первая задача на дороге – не безопасность, а привлечение внимания к своей персоне. И он испытывает неописуемый восторг, если в его адрес за маневр без поворотника прозвучит с десяток ругательств. И оцените, сколько времени проходит, когда он – центр внимания! Если ему при этом посигналят, то волна эмоций перерастает в экстаз.
Еще один «новогодний признак» «чудака» – сине-красная мишура над крышей, имитирующая спецсигналы ДПС. Вроде бы и прикольно, и некоторые водители от тебя шарахаются, как от ГАИ, но мишура привлекает внимание и отвлекает других водителей от дороги.
Рано или поздно «чудак» приходит к двум обязательным атрибутам – ксенону и тонировке (ссылка 1, ссылка 2). О них много говорилось ранее.
Ко второй категории я отношу водителей, которые все ПДД заменили одной фразой «Ну, мне же надо».
Например, немолодой мужчина знакомится с женщиной. Перспективы общения просматриваются, ожидание оправдывается, и, наконец, она звонит и говорит: «Муж в командировке, приезжай». Бутылка шампанского, коробка конфет, и весь в предвкушении он подъезжает к ее дверям, глотает на всякий случай таблеточку виагры, и тут звонок... «Муж неожиданно вернулся!» С одной стороны, повезло – не надо прыгать с балкона, но с другой – ускорение циркуляции крови в малом тазу уже имеет место, и единственный вариант – срочно ехать домой, к жене.
Понятно, что у мужика в мозгах не ПДД, а виагра. И его агрессивное вождение нужно понять и простить. Когда я вижу, как автомобиль рвется вперед, совершая головокружительные маневры в плотном потоке, я жалею водителя и устраиваю для себя тотализатор: успеет или не успеет? И когда вижу его машинку, приткнувшуюся через пару километров на стоянке возле дома, понимаю: успел.
«Водитель-виагра» – кладезь для автоматических камер.
Еще одна категория – «главные» (нелитературно – «главнюк»).
Например, на многополосной дороге вне населенного пункта положено ездить по возможности правее. Догоняешь на такой дороге автомобиль, который не спеша едет по левой полосе, и понимаешь: за рулем – «главный». Он едет по принципу: кому надо – и справа обойдут. Он осчастливил мир своим появлением в нем. Что касается дороги, то окружающие должны умиляться, что могут его лицезреть.
Признак «главного» на дороге – постоянная потребность в исторжении ругательств. Каждую минуту «главный» провоцирует других водителей на очень осторожное поведение. Например, выезжая из двора, он обязательно высунет свой бампер на дорогу, другие водители вынуждены будут притормаживать, а он торжественно будет их облаивать, что медленно едут.
Водитель становится настоящим водителем, когда в любой обстановке он в состоянии поддерживать разговор и относится абсолютно спокойно к выкрутасам окружающих, не сбиваясь на копирование их поведения. Приведенные выше категории (женщина, «чудак», «виагра», «главный» и т.д.) мне нужны лишь для того, чтобы быстро и с иронией прилепить эпитет водителям, не соблюдающим ПДД, а не тратить время и нервы на переживания из-за их действий.
Бывает, что сам допускаю ляпы на дороге. Если есть возможность – извинюсь. Если возможности нет, то мысленно прошу прощения и стараюсь быть аккуратнее. И вас призываю к самооценке ваших действий на дороге.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора