Министерство юстиции России предложило отнимать автомобили у нетрезвых водителей. О полной конфискации речь не идет, мера, скорее, направлена на своевременное погашение крупного штрафа, чем на лишение нарушителя возможности управлять машиной. Внеся залог в 30 тысяч, владелец может сразу же вернуть свое движимое имущество и вновь сесть за руль.
12 апреля в Правительстве РФ одобрили внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают введение залога за задержанное транспортное средство, если водитель был нетрезв или отказался от прохождения медицинского освидетельствования. Мера направлена на борьбу с пьянством за рулем.
«Законопроектом предусматривается установить новую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении – залог за задержанное транспортное средство, то есть внесение физическим лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, денежных средств в орган внутренних дел (полиции), указанный в протоколе о задержании транспортного средства в качестве получателя залога. Введение такой меры обусловлено повышенной общественной опасностью правонарушений, совершаемых водителями в состоянии опьянения», – сообщается на сайте Правительства.
Можно ли назвать эту меру эффективной? В Минюсте не скрывают, что существующий ныне механизм временного изъятия транспортного средства не столь совершенен, как хотелось бы. Достаточно передать управление другому водителю (если тот вписан в полис ОСАГО. – Прим. ред.) или родственнику, и уже на следующий день любитель пьяной езды может вновь ездить по дорогам.
«Нередки случаи, когда лица, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, садятся в состоянии опьянения за руль повторно и на другой день до вынесения в отношении них постановления по делу об административном правонарушении. В целях устранения пробелов в законодательстве, создающих предпосылки для совершения вышеописанных правонарушений, а также уклонения от уплаты штрафа, разработан данный законопроект», – отмечают законотворцы.
Введение подобной меры поможет улучшить ситуацию с выплатами административных штрафов.
«По статистике, только около трети принятых постановлений по делам об административных правонарушениях в части уплаты наложенного административного штрафа исполняется виновными лицами в добровольном порядке. Реализация законопроекта позволит создать условия, при которых правонарушитель не сможет уклониться от обязанности по уплате административного штрафа, что в свою очередь станет дополнительной мерой по профилактике пьянства за рулем», – говорится в пояснительной записке.
Однако данная инициатива может вызвать ряд нарушений прав автовладельцев, которые не находились за рулем в нетрезвом состоянии, а передали управление третьим лицам, или машина была угнана.
«Пока нет текста закона, сложно говорить о том, что грозит законопослушным владельцам транспортных средств. Мне не ясно, как будут поступать в ситуации, если нетрезвым попался нанятый водитель или родственник, которые управляют автомобилем по доверенности или вписаны в ОСАГО. Почему собственник должен нести ответственность за действия третьих лиц? Такая же ситуация и с юридическими лицами. Транспортные компании ежедневно отправляют в рейсы сотни машин. Где гарантия, что на третий день пути водитель не выпьет в кафе? Кто должен будет вносить залог? И еще ситуация, если суд встанет на сторону автомобилиста и признает его невиновным. Сможет ли человек без лишних проволочек вернуть залог?
Кроме того, не ясно, как все это будет действовать в случае угона транспортного средства. Например, нетрезвые работники автосервиса решили прокатиться на автомобиле клиента. Их поймали сотрудники ГИБДД, транспортное средство отправили на штрафстоянку, и что ждет владельца? Как видите, данная инициатива пока вызывает больше вопросов, чем дает четкое понимание, как это поможет в борьбе с пьянством за рулем», – рассказывает юрист Павел Одинцов.
Пока законопроект не принят, хочется верить, что он будет работать во благо, а не создавать дополнительные проблемы невиновным автомобилистам. Польза в нем есть, но только в отношении той части нарушителей, которые не способны внести столь крупный залог. Они действительно будут лишены машин. А что делать с людьми, для которых 30 тысяч не станут преградой? Возможно, законотворцам стоит задуматься о введении в часть 1 статьи 12.8 КоАП такой меры наказания, как административный арест. Перспектива провести пусть даже 15 суток в спецприемнике может заставить нарушителей задуматься о грозящих последствиях.
Фото: Фото Александра Дыбина